6) ДПИ (мл.группа) Мотовилова А.С. 2025 - 2026 уч.год

Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.

Утверждено
Приказ № 54-ОД от 27.08.2025г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Декоративно-прикладное искусство»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7-8 лет

Разработчик:
Мотовилова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское, 2025 год

Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1.

Учебно-тематический план

1.3.2.

Содержание учебного (тематического) плана

1.4.

Планируемые результаты

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1.

Календарный учебный график 2025/2026 учебный год

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2.4.

Список литературы для обучающихся

2.5.

Список литературы для педагогов

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Направленность программы. Данная программа имеет художественную
направленность.
Основная идея данной программы заключается в создании в детском
коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к
самореализации,
проявлению
и
развитию
своих
способностей,
индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и
навыками
самопознания,
саморазвития,
самовоспитания,
самосовершенствования.
Программа разработана для занятий с обучающимися 1 класса в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго поколения, на основе программы «Художественное творчество»
Просняковой Т.Н.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия ручным
трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми
особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на
других учебных предметах. Программа курса «Декоративно – прикладное

творчество» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем
тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и
способности каждого учащегося, создать условия для социального и
культурного самовыражения личности ребенка.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы – формирование у обучающихся художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно- прикладного искусства.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Обучающие:
 познакомить с видами декоративно-прикладного творчества;
 познакомить с алгоритмом выполнения изделий в разных техниках;
 познакомить с идеями оформления изделий;
 научить разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
 научить объемной вышивке пейзажа;
 научить различать и экономить при крое основных и дополнительных
материалов, необходимых для изготовления поделок.
Развивающие:
 развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление,
воображение, восприятие; моторику рук;
 способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности; образовательных областей, умения и навыки в
жизни;
 находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях,
сети Интернет;
 формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Воспитывающие:
 воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству,
чувства радости и удовлетворения от процесса и результатов
своего труда;
 воспитывать учащихся в духе патриотизма, активной гражданской
позиции;
 воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать
в коллективе.

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана (34 ч.)
Курс обучения направлен на использование обучающимися приобретенных
умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения
изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
I. Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий
декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности, ППБ.
1.Работа с природным материалом.
Практическая часть. Аппликация из листьев и цветов « Животный мир»
2.Практическая часть. Аппликация из листьев и цветов «Букет».
3-4.практическая часть. Создание композиции из листьев « В подводном
царстве».
II. Пластилинография
1. Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний
натюрморт»
Знакомство с жанром ИЗО – натюрморт.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование
разнообразного материала.
2.Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Цветовое решение.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование
разнообразного материала.
3.Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
Знакомство с жанром ИЗО – пейзаж. Контраст. Использование работ в
интерьере.
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование
разнообразного материала.
4.Оформление народной игрушки в технике пластилинография.
«Матрешка».
Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных
особенностей оформления матрешки
Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование
разнообразного материала.
III. Бумагопластика
1-2.История бумаги. Технологии работы с бумагой
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие
техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники
безопасности.
2-3.Цветы из бумаги.
Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология
изготовления цветов из креповой бумаги.
Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.
4-5.Снежинки

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и
строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной
снежинки.
Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки
6-7.Новогодняя открытка
Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая
справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания.
Композиционное построение сюжета.
Практическая часть. Новогодняя открытка.
IV. Бисероплетение
1-2.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология
слоистого плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».
3-5.Техника параллельного низания. «Бабочка»
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила
выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор
проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных
миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»
6-8.Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы
бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное,
петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Практическая часть.Выполнение отдельных элементов аппликации.
Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов .
Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.
9-11.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками.
Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по
выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
V.
Изготовление кукол
1-2.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
3-5.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
6-7.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка –
рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические
занятия.
Разбор
последовательности
работы
по
инструкционным картам. Создание кукол.
Формы занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и
индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа.

1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения курса «Декоративно –
прикладное творчество»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым
способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности
творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в
социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой
задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и
различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественной задачи с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным
критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;

использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной
жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся
получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект,
фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и
современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами
обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых
комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки
материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в
коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении
класса, школы,

своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недель
I полугодие - 16 недель (01.09.2025г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование

Количество

Кабинет
1
Столы, стулья
12
Шкафы
2
Доска
1
Мультимедиа
1
Учебно-методическое обеспечение: методическая
литература, планы, разработки занятий, сценарии
мероприятий, готовые работы,, наглядные пособия и
дидактический материал: образцы, рисунки, схемы,
фото, диагностические карты, материалы для работы,
презентации по обучению, технике безопасности,
охране здоровья, видео и аудиозаписи, инструкции по
ТБ, мультимедийные презентации по декоративноприкладному
творчеству,
аудио,
фото,
видеоматериалы, интернет – источники.
Информационное обеспечение:
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izshpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
Методические материалы
По программе «Декоративно-прикладное искусство» с целью
активизации
образовательного
процесса
используются
методы,
направленные на формирование положительной мотивации к обучению. Это
создание ситуации успеха, изучение нового материала с опорой на
полученные знания; создание положительного эмоционального настроя через
создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества на
занятии; рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности
других ребят.

Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их
эффективность и мотивацию.
В реализации данной программы в
зависимости от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение,
практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем;
демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка
вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому
учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
4. Метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения,
конкурсы.
5. Использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного
искусства.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
По мере освоения программы периодически проводится контроль
полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить
эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести
коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть
результаты общего труда.
Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении
проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая
выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела
(проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с
целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы
отслеживания
результативности:
педагогическое
наблюдение,
педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических
заданий, и т.д.

Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование,
открытые занятия, наблюдения, тестирования и т.д.

Раздеды
Введение (1 час)
Работа с природным
материалом
(4 часа)
Пластилинография
(4часа)

Бумагопластика
(7часов)
Бисероплетение
(11 часов)

Изготовление кукол
(7 часов)

Тематическое планирование
Темы занятий
Введение. Правила техники безопасности
Аппликация из листьев и цветов. «Животный
мир».
Аппликация из листьев и цветов. «Букет».
Аппликация листьев « В подводном царстве»
Жанр изобразительного искусства - натюрморт.
«Осенний натюрморт». Жанр изобразительного
искусства – портрет. «Веселый клоун». Жанр
изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение
лотоса». Оформление народной игрушки в
технике «пластилинография». «Матрешка».
История бумаги. Технологии работы с бумагой.
Цветы из бумаги. Снежинки. Новогодняя
открытка.
Техника параллельного низания. «Мышка»,
«Кит».
Техника параллельного низания. «Бабочка».
Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»
Бисерная цепочка с петельками.
Народная кукла. Русские обряды и традиции
Бесшовные куклы
Техника – продевания. «Кукла – ремесленник»,
«Хозяйка – рукодельница»

Итого: 34 часа
Календарно - тематическое планирование (1 класс)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема занятия
Введение. Правила техники безопасности
Аппликация из листьев и цветов. «Животный
мир».
Аппликация из листьев и цветов. «Животный
мир».
Аппликация из листьев и цветов. «Букет».
Аппликация из листьев и цветов. «Букет»
Жанр изобразительного искусства - натюрморт.
«Осенний натюрморт».
Жанр изобразительного искусства - натюрморт.

Всего
часов
1
1
1

1
1

1
1

Дата проведения
Планир. Факт.

«Осенний натюрморт».
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый
клоун».
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый
клоун».

1

История бумаги.
Технологии работы с бумагой. Цветы из бумаги.
Технологии работы с бумагой. Цветы из бумаги.
Снежинки.
Снежинки.
Новогодняя открытка.
Новогодняя открытка.
Техника параллельного низания. «Мышка».
Техника параллельного низания. «Мышка».
Техника параллельного низания. «Бабочка».
Техника параллельного низания. «Бабочка».
Техника параллельного низания. «Кит».
Техника параллельного низания. «Кит».
Аппликация из бисера.
Аппликация из бисера.
«Подарок к 8 марта»
Бисерная цепочка с петельками.
Бисерная цепочка с петельками.
Народная кукла. Русские обряды и традиции
Бесшовные куклы
Бесшовные куклы
Техника – продевания. «Кукла – ремесленник»
Техника – продевания. «Кукла – ремесленник»
Техника – продевания. «Хозяйка – рукодельница».
Техника – продевания. «Хозяйка – рукодельница».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izshpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
https://vk.com/video/playlist/-171596754_9
Мастер-классы по ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagatacvetochnaja-fantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-

modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
журналы:
1.«Ксюша», «Лена» - для любителей рукоделия», Минск, а \я 67, 2015.
2. «Мастерица» - для любителей рукоделия, Минск 2014
3. «Рукоделие» - для любителей рукоделия, Минск 2014
2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
https://vk.com/video/playlist/-171596754_9
Мастер-классы по ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagatacvetochnaja-fantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
dzhinsymoda.ru›ukrasheniya-iz-dzhinsovoy-tkani/
bookvoed.ru›book?id=6690633
1. Денцова Ю.В. «Фигурки, игрушки, сувениры из бумаги» Академия развития
2014г.
2. Лянгина Ю. К. «Ниткография. Рисуем картины нитками» Феникс 2015г.
3. Нестерова Д.В. «Лоскутные фантазии» АСТ. Астрель2016г.
4. Локальные акты ДДТ.
5.Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с
соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из
ниток. / авт.-сост. Е. А. Турбина. - Изд. 2-е. -Волгоград : Учитель, 2010. - 127
с.
6.Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и
посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков. - СПб. Дмитрий Буланин,
2001. 312 с
7.Шевырева Н.А. Уроки флористики. Сухоцветы: Аранжировка,
ассортимент, техника. - М. Фитон+, 2002. 224 с.
8.Штробель-Шульце Р. Флористика. - М. Внешсигма, 1997. 88 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».