Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждено
Приказ № 54-ОД от 27.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Декоративно-прикладное искусство»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-15 лет
Разработчик:
Климова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское,
2025 год
Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.
Календарный учебный график 2025/2026 учебный год
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.4.
Список литературы для обучающихся
2.5.
Список литературы для педагогов
РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Направленность программы. Данная программа имеет художественную
направленность.
Основная идея данной программы заключается в создании в детском
коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к
самореализации,
проявлению
и
развитию
своих
способностей,
индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и
навыками
самопознания,
саморазвития,
самовоспитания,
самосовершенствования.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы
повышается интерес к изделиям ручной работы, креативным видам декоративноприкладного творчества. Работа по данной программе предоставляет
возможность детям в условиях детского объединения в полной мере реализовать
все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в
повседневной жизни. Приобщение детей и подростков к занятиям декоративноприкладным творчеством предполагает решение проблемы культурной
преемственности, профессиональной ориентации (знакомство с профессиями
швеи, декоратора, дизайнера, оформителя), эстетического, художественного
нравственного воспитания средствами декоративно-прикладного творчества.
Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности
учащихся. Особое внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и
нестандартного мышления. Предлагаемая программа построена так, чтобы
дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия
искусства с жизнью.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что
применяемые формы, методы и средства образовательной деятельности, их
взаимосвязь позволяют детям научиться практическим приёмам работы по
созданию
предметов декоративно–прикладного творчества. Степенью
реализации воспитательного аспекта учебного материала программы
становятся результаты личностных изменений, происходящих в процессе
обучения: привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, воспитание эстетического отношения к действительности;
способность к самостоятельной творческой работе; формирование
художественного вкуса и интересов; высокий уровень коммуникативной
культуры.
Программа способствует формированию высокого интеллекта,
духовности через приобретаемое мастерство. Целый ряд специальных заданий
на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для
достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности данной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что в ней можно выделить:
• преемственность - взаимодополняемость используемых техник и
технологий работы с различными материалами, предполагающая их сочетание
и совместное применение;
• не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками
декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии,
а на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся;
• процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
у учащихся развиваются творческие начала.
Адресат общеразвивающей программы:
Обучающиеся общеобразовательной школы 10-15 лет (4-8 класс).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 68 часов.
Срок освоение – 1 год (34 недели).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Форма обучения – очная. Одно из главных условий успеха обучения
детей и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку.
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает
сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие личности учащихся средствами декоративноприкладного творчества.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Обучающие:
познакомить с видами декоративно-прикладного творчества;
познакомить с алгоритмом выполнения изделий в разных техниках;
познакомить с идеями оформления изделий;
научить разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
научить объемной вышивке пейзажа;
научить различать и экономить при крое основных и дополнительных
материалов, необходимых для изготовления поделок.
Развивающие:
развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление,
воображение, восприятие; моторику рук;
способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности; образовательных областей, умения и навыки в
жизни;
находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети
Интернет;
формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству,
чувства радости и удовлетворения от процесса и результатов своего
труда;
воспитывать учащихся в духе патриотизма, активной гражданской
позиции;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в
коллективе.
1.3.
Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№
Тема
1
Вводное занятие. Декоративноприкладное искусство в интерьере
Техника безопасности.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление открытки.
Работа с бумагой.
Техника квиллинг
Свит-дизайн
1
0
2
1
5
6
1
3
4
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
5
6
1
3
4
2
6
8
10
Работа с природным материалом и
тканью «Новогоднее украшение»
Плетение из шнура. Стильные и
дерзкие проекты.
Работа с бусинами «Мой первый
браслет»
Работа с джутовым шнуром
«Карандашница»
Работа с тканью. Шитье. Шов
вперед иголку. «Игольница»
Изготовление народной куклы
2
4
6
11
Поделки из синельной проволоки
1
3
4
12
Макраме
2
4
6
13
Рисование в технике
«Пуантилизм»
Итоговое занятие. Организация
выставки работ учащихся.
Итого:
1
1
2
0
2
2
16
52
68
2
3
4
5
6
7
8
9
14
Часы
теория практика всего
Формы
аттестации/
контроля
собеседование
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
наблюдение и
анализ работ
выставка
Календарно - тематическое планирование
№
Тема
Часы
1
Вводное занятие. Декоративно- прикладное искусство в интерьере.
Техника безопасности.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытки.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытки.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытки.
Работа с бумагой. Техника квиллинг
Работа с бумагой. Техника квиллинг
Свит-дизайн
Свит-дизайн
2
2
3
4
5
6
7
8
2
2
2
2
2
2
2
9
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Свит-дизайн
Работа с природным материалом и тканью «Новогоднее
украшение»
Работа с природным материалом и тканью «Новогоднее
украшение»
Работа с природным материалом и тканью «Новогоднее
украшение»
Плетение из шнура. Стильные и дерзкие проекты.
Плетение из шнура. Стильные и дерзкие проекты.
Плетение из шнура. Стильные и дерзкие проекты.
Работа с бусинами «Мой первый браслет»
Работа с бусинами «Мой первый браслет»
Работа с бусинами «Мой первый браслет»
Работа с джутовым шнуром «Карандашница»
Работа с джутовым шнуром «Карандашница»
Работа с тканью. Шитье. Шов вперед иголку. «Игольница»
Работа с тканью. Шитье. Шов вперед иголку. «Игольница»
Работа с тканью. Шитье. Шов вперед иголку. «Игольница»
Работа с тканью. Шитье. Шов вперед иголку. «Игольница»
Изготовление народной куклы
Изготовление народной куклы
Изготовление народной куклы
Поделки из синельной проволоки
Поделки из синельной проволоки
Макраме
Макраме
Рисование в технике «Пуантилизм»
Итоговое занятие. Организация выставки работ учащихся.
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1
Теория. Знакомство с учащимися, правилами поведения в кабинете.
Знакомство с историей возникновение декоративно- прикладного
творчества и новыми технологиями. Организация рабочего места,
необходимого оборудования, кабинета, материалов, приспособлений,
инструментов: иглы №1, №2, наперсток, ножницы, лента, нитки, ткань,
карандаш, фоамиран, шерстяные нитки, джутовый материал, фетр.
Техника безопасности на занятиях. Инструктаж по технике безопасности
труда.
Тема 2
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Работа с бумагой и
картоном. Сложение листов бумаги вдвое, вчетверо. Базовые формы
сложения и условные обозначения.
Практика. Конструирование из бумаги складной открытки.
Тема 3
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Работа с бумагой и
картоном
Практика. Изготовление украшений для открытки используя бумагу
для квиллинга. Декорируем открытку с прошлого урока.
Тема 4
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
материалом и инструментами.
Практика. Учимся собирать цветы из гофробумаги и конфет.
Составляем подарочные композиции.
Тема 5
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
различным материалом и использовании его в работе.
Практика. Изготовление новогоднего украшения, применяя джинсовую
ткань, фетр и природный материал в работе.
Тема 6
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и техника
плетения из шнура.
Практика. Завязывание узлов: ткацкий, волнистый, петельный узел.
Изделия из них.
Тема 7
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Материалы, техника,
инструменты для бисероплетения.
Практика. Познакомить детей с основной техникой плетения
«крестик». Развить мелкую моторику, ловкость, глазомер и фантазию.
Тема 8
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Работа с тканью.
Практика. Знакомство с джутовым шнуром и его применение при
оформлении различных работ. Оформляем карандашницу.
Тема 9
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Работа с тканью.
Практика. Закрепление техники ручных швов «вперед иголку» и
«вперед иголку в два приема». Отрабатываем технические навыки по
выполнению различных швов. Изготовление игольницы для хранения первых
материалов для шитья.
Тема 10
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с
обрядовыми куклами, их значение и практика.
Практика. Изготовление кукол из разных видов тканей с
использованием ниток и различных украшений. Куклы-обереги.
Тема 11
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с цветовым
кругом. Знакомство с синельной проволокой и её применение.
Практика. Изучение техники скручивания. Изготовление сувениров.
Изготовление забавных зверюшек.
Тема 12
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Что такое макраме?
Практика. Узлы макраме. Базовые узлы. Ажурные полотна. Плетеное
кашпо.
Тема 13
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цветовой круг.
Ознакомление учащихся с техникой нетрадиционного рисования
«пуантилизм».
Практика. Развитие мелкой моторики, фантазии, творческих
способностей, желание учиться новому, умение работать с гуашью. Картины в
технике пуантилизм.
Тема 14
Практика. Организация выставки работ учащихся.
1.4.
Планируемые результаты
Планируемые
результаты
освоения
программы:
главным
результатом реализации программы является создание каждым ребенком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося
является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
декоративно-прикладного творчества может каждый желающий ребенок.
Метапредметные результаты
Регулятивные
-выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания творческих работ;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой
деятельности.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
Коммуникативные
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Личностные результаты
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- возможность реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои идеи мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и элементарно оценивать шедевры русского и мирового
искусства;
- создавать элементарные композиции на заданную тему.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недель
I полугодие - 16 недель (01.09.2025г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование
Количество
Кабинет
1
Столы, стулья
12
Шкафы
2
Доска
1
Мультимедиа
1
Учебно-методическое обеспечение: методическая
литература, планы, разработки занятий, сценарии
мероприятий, готовые работы,, наглядные пособия и
дидактический материал: образцы, рисунки, схемы,
фото, диагностические карты, материалы для работы,
презентации по обучению, технике безопасности,
охране здоровья, видео и аудиозаписи, инструкции по
ТБ, мультимедийные презентации по декоративноприкладному
творчеству,
аудио,
фото,
видеоматериалы, интернет – источники.
Информационное обеспечение:
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz- shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
Методические материалы
По программе «Декоративно-прикладное искусство» с целью
активизации образовательного процесса используются методы, направленные
на формирование положительной мотивации к обучению. Это создание
ситуации успеха, изучение нового материала с опорой на полученные знания;
создание положительного эмоционального настроя через создание
доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества на занятии;
рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других
ребят.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их
эффективность и мотивацию. В реализации данной программы в зависимости
от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение,
практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем;
демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка
вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому
учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
4. Метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения,
конкурсы.
5. Использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного
искусства.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
По мере освоения программы периодически проводится контроль
полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить
эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести
коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть
результаты общего труда.
Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении
проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая
выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится
с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с
целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы
отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический
анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование,
открытые занятия, наблюдения, тестирования и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izhttp://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
https://vk.com/video/playlist/-171596754_9
shpagata.html
Мастер-классы по ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnajafantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
журналы:
1.«Ксюша», «Лена» - для любителей рукоделия», Минск, а \я 67, 2015.
2. «Мастерица» - для любителей рукоделия, Минск 2014
3. «Рукоделие» - для любителей рукоделия, Минск 2014
2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
https://vk.com/video/playlist/-171596754_9
Мастер-классы по ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnajafantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
dzhinsymoda.ru›ukrasheniya-iz-dzhinsovoy-tkani/
bookvoed.ru›book?id=6690633
1. Денцова Ю.В. «Фигурки, игрушки, сувениры из бумаги» Академия развития
2014г.
2. Лянгина Ю. К. «Ниткография. Рисуем картины нитками» Феникс 2015г.
3. Нестерова Д.В. «Лоскутные фантазии» АСТ. Астрель2016г.
4. Локальные акты ДДТ.
5.Турбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с
соленым тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток.
/ авт.-сост. Е. А. Турбина. - Изд. 2-е. -Волгоград : Учитель, 2010. - 127 с.
6.Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и
посадов Русского Севера конца XVII-XIX веков. - СПб. Дмитрий Буланин,
2001. 312 с
7.Шевырева Н.А. Уроки флористики. Сухоцветы: Аранжировка, ассортимент,
техника. - М. Фитон+, 2002. 224 с.
8.Штробель-Шульце Р. Флористика. - М. Внешсигма, 1997. 88 с.