Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждено
Приказ № 54-ОД от 27.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Школьный хор»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 12 -17 лет
Разработчик:
Чемезова Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское, 2025 год
1
Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
Календарный учебный график 2025/2026 учебный год
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы для обучающихся
Список литературы для педагогов
2
РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Школьный хор» (далее программа) относится программам художественной направленности. Направленность
программы обуславливается тем, что объединения осваивающие программу «Школьный хор»
реализуют программу художественной направленности, относятся объединения по всем
видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, ставящие
своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как основы
социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание
норм, прав и обязанностей, адаптация), развитие социальных способностей как готовности к
социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к
социальному творчеству)
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет, прошедших
специальный инструктаж по технике безопасности.
Актуальность
Программа ориентирована на творческое объединение учащихся различных классов
общеобразовательной школы, направленное на развитие вокальных способностей,
воспитание эстетического вкуса и приобщение детей к культурному наследию страны.
Актуальность заключается в том, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, мог овладеть вокально- хоровыми умениями и навыками, самореализоваться в
творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Отличительная особенность / новизна (при наличии) программы
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами
стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и
имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, то в ней представлена
структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся
3
последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Срок освоения: 1 год
Общекультурный.
Объем и сроки освоения программы
Срок освоения программы - 1 год.
Объем - 1 занятие в неделю, 68 часов.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы
Цель программы - приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить пению
и развивать певческие способности.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать голосовой аппарат;
- углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, музыкальный, интонационно-ритмический слух,
чувство ритма, интонацию, эмоционально-чувственную сферу, художественный и
эстетический вкус обучающихся;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность
детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к пению, к родному языку и поэзии, музыкально-образное мышление;
- создать благоприятного психологического климата, направленного на успех и
формирование основ сценической культуры.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория
1
1
Практика
0
1.
Вводное занятие.
2.
«Пение как вид искусства»
4
1
3
3.
«Музыкальные термины и понятия»
3
2
1
4.
«Развитие ритмического слуха»
3
1
2
5.
«Развитие певческих способностей»
4
1
3
Формы контроля/
аттестации
Входной контроль
(индивидуальная
беседа)
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
4
6.
«Средства музыкальной
выразительности»
4
2
2
7.
«Элементы хореографии для
концертных номеров»
2
1
1
8.
«Концертная деятельность»
10
1
9
9.
Пение учебно- тренировочного
материала
16
4
12
10.
Пение произведений
20
2
18
11.
Итоговое занятие
1
0
1
ИТОГО
68
16
52
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Наблюдение.
Выполнение
группового проекта
Итоговый контроль.
Коллективная
рефлексия
Календарно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел (или тема) учебнотематического плана
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
Вводное занятие.
«Пение как вид искусства». История певческой культуры
«Пение как вид искусства». Основы вокального искусства
«Пение как вид искусства». Сведения о строении голосового аппарата
«Пение как вид искусства». Процесс звукообразования.
Пение учебно-тренировочного материала
Пение произведений
Пение учебно-тренировочного материала
Пение произведений
«Музыкальные термины и понятия»
«Музыкальные термины и понятия». Термины вокального искусства
«Музыкальные термины и понятия». Понятие о звуках
«Развитие ритмического слуха»
«Развитие ритмического слуха». Длительность
«Развитие ритмического слуха». Ритмические рисунки
Пение учебно-тренировочного материала
Пение произведений
Пение учебно-тренировочного материала
Пение произведений
20
21
«Концертная деятельность». Репетиционная работа в концертном зале
Концертное выступление
1
1
22
Пение произведений
1
23
Пение учебно-тренировочного материала
1
24
Пение произведений
1
25
Пение учебно-тренировочного материала
1
26
Пение произведений
1
27
Пение учебно-тренировочного материала
1
7
8
9
10
11
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
28
Пение произведений
1
29
1
31
«Концертная деятельность».
Репетиционная
работа в концертном зале
«Концертная деятельность».
Концертное
выступление
Пение произведений
32
Пение учебно-тренировочного материала
1
33
Пение произведений
1
34
1
36
«Концертная деятельность».
Репетиционная
работа в концертном зале
«Концертная деятельность».
Концертное
выступление
Пение произведений
37
Пение учебно-тренировочного материала
1
38
Пение произведений
1
39
Пение учебно-тренировочного материала
1
40
Пение произведений
1
41
«Развитие певческих способностей»
1
42
«Развитие певческих способностей». Виды дыхания
1
43
Пение произведений
1
44
«Концертная деятельность».
Репетиционная
работа в концертном зале
«Концертная
деятельность».
Концертное
выступление
Развитие певческих способностей». Дикция
1
1
48
Развитие певческих способностей».
Постановка
голова
Пение учебно-тренировочного
материала
49
Пение произведений
1
50
Пение учебно-тренировочного материала
1
51
Пение произведений
1
52
Пение учебно-тренировочного материала
1
53
Пение произведений
1
54
«Средства музыкальной выразительности». Кульминация
1
55
«Средства музыкальной выразительности». Динамика
1
56
Пение учебно-тренировочного материала
1
57
Пение произведений
1
58
«Средства музыкальной выразительности». Темп
1
59
«Средства музыкальной выразительности». Лад
1
60
Пение учебно-тренировочного материала
1
61
Пение произведений
1
62
1
63
«Элементы хореографии для концертных номеров». Изучение основных
позиций
ногхореографии
и рук
«Элементы
для концертных номеров». Отработка основных
64
позиций
ног и рук
Пение учебно-тренировочного
материала
1
65
Пение произведений
1
66
«Концертная деятельность».
Репетиционная
работа в концертном зале
«Концертная деятельность».
Концертное
выступление
Итоговое занятие
1
30
35
45
46
47
67
68
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
6
Вводное занятие
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Прослушивание детей, слушание музыки.
Раздел «Пение как вид искусства»
Теория: беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для
школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств.
Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о
творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также
стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения.
Практика: показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание
произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для
публичного выступления.
Раздел «Музыкальные термины и понятия»
Теория: раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкальнопевческого
развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса.
Практика: показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством
исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
Раздел «Развитие ритмического слуха»
Теория: слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора,
а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в
многообразный мир художественных образов.
Практика: формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения
Раздел «Развитие певческих способностей»
Теория: Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Практика: Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с
пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой
установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах.
Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Раздел «Средства музыкальной выразительности»
Теория: знакомство средствами музыкальной выразительности: кульминация, динамика,
темп, лад, форма построения песни.
Практика: развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного
певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять
дыхание при исполнении песен различного характера.
Раздел «Элементы хореографии для концертных номеров»
Изучение и отработка основных хореографических движений, позиций, комбинаций.
Выполнение упражнений на координацию и дыхание.
Раздел «Концертная деятельность»
Теория: беседа о предстоящем выступлении, сценическое движение, репетиционная работа.
Практика: подготовка к исполнительской и творческой деятельности (распевание,
повторение репертуара), формирование культуры поведения на сцене, творческая реализация,
концертные выступления.
Пение учебно-тренировочного материала
Теория: рассказ о строении голосового аппарата, о режимах работы гортани, о бережном
отношении к своему голосу; знакомство с певческой установкой - стоя и сидя; беседа о правильном
звукообразовании, певческом дыхании.
Практика: пение упражнений, направленных на расширение энергетических,
динамических, тембровых возможностей голосового аппарата, совершенствование механизмов
певческого голосообразования, продолжительности певческого дыхания; понятие о вибрато, понятие
о цепном дыхании, расширение диапазона.
Пение произведений
Теория: особенности исполнения произведений без сопровождения, понятие о каноне,
анализ музыкального произведения с технологической и художественной точек зрения; беседа о
7
композиторе, его современниках, эпохе создания.
Практика: разучивание произведений без сопровождения (каноны, народные песни),
произведений с элементами двухголосия. Разучивание более сложного репертуара, требующего
развитого певческого дыхания, более сложных певческих интонаций, включающего дикционные
сложности. Более высокие требования к качеству звучания исполняемых произведений
интонационная точность, правильное выполнение технических задач, выразительность исполнения),
работа над строем и ансамблем при пении многоголосия; пение по дирижерскому жесту, осмысленное
и выразительное исполнение произведений. Доведение произведений до художественного уровня.
Подготовка к выступлению на концертах.
Итоговое занятие
Подведение итогов. Рефлексия.
1.4. Планируемые результаты
Личностные качества
В части гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В части патриотического воспитания:
•
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
• готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
•
•
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
8
•
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• осознание ценности жизни;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
•
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В части трудового воспитания:
•
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В части экологического воспитания:
•
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В части ценности научного познания:
•
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В части адаптации обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
9
•
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
• способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
• навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний
и компетентностей, планировать свое развитие;
• умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства
при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
• умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
• способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные компетенции
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовыми исследовательскими действиями:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
1
0
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;
3) в работе с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
1
1
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные компетенции
Будут знать:
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
1
2
артистизма;
- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии.
- знания основного вокально-хорового репертуара;
- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые
особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового
коллектива.
Будут уметь:
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
навыков публичных выступлений;
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график 2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недели
-I полугодие - 16 недель (02.09.2024 г. - 30.12.2025 г.)
-II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
-
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Актовый зал:
Звукотехническое оборудование.
Методическая литература, цифровое фортепиано.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценочные и методические материалы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Педагогические методики и технологии
Вокал:
Фонетическая гимнастика - четкая дикция.
Вокальные упражнения (распевки) - дыхание, артикуляция, интонация, диапазон, динамика.
Сольфеджирование - нотная грамота, слух, ритм.
Вокальная позиция - правильная осанка.
Звуковедение, вокальные штрихи (legato, staccato)
Имитация - обучение через подражание.
Игровые формы - вокальные игры.
Музыкальность:
Дидактические игры - развитие слуха.
Ритмические упражнения - чувство ритма.
Наглядные пособия - визуализация.
Анализ произведений - понимание музыки.
Импровизация - творчество.
Коллектив:
Игры на сплочение - доверие.
Обсуждение произведений - обмен мнениями.
Роли и ответственность - вовлечение.
1
3
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Поощрение и поддержка - мотивация.
Совместные мероприятия - дружба.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие.
Технологии коллективного творчества.
Информационно коммуникативные технологии.
Дидактические материалы:
Иллюстрации.
Раздаточный и изобразительный материал.
Коммуникативные игры.
Картотека артикуляционных, дыхательных, интонационно-фонетических упражнений.
Презентации.
Оценочные материалы
Для контроля результативности освоения обучающимися содержания программы
предусмотрены следующие виды контроля:
• Входной контроль.
• Текущий контроль.
• Тематический контроль.
• Итоговый контроль.
Входной контроль проводится в целях определения уровня начальной подготовки
обучающихся, определения методик и технологий работы с обучающимися, подбора
коммуникативных игр и творческих заданий для дальнейшей работы с обучающимися. Входной
контроль проводится в форме прослушивания каждого обучающегося на первом занятии.
Текущий контроль Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль направлен на
поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий
контроль осуществляется преподавателем регулярно. Учитываются: отношение ребенка к занятиям,
его старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий; инициативность и
проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения. В
качестве видов текущего контроля успеваемости используются прослушивания, устные опросы, а
также контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии
Тематический контроль проводится в конце изучения тематического раздела программы в
целях определения уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения
конкретной темы программы.
Итоговый контроль проводится в виде публичной защиты группового проекта и предназначен
для оценки итогового уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения
программы. В качестве итогового контроля успеваемости используются академические концерты в
концертном зале в присутствии зрителей, представителей администрации образовательной
организации, родителей обучающихся. Они завершают промежуточную аттестацию и определяют
уровень и качество освоения образовательной программы.
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены в приложении 1.
2.4. Список литературы для обучающихся
1.
2.
3.
4.
Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание школьников» М, 1975 г.
Асафьев Б.О. «О хоровом искусстве» Л.,1980 г.
Гродзенская Н.Л. «Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г.
Емельянов В. «Развитие голоса» СП6, 1997 г.
1
4
5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г.
6. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
6. Костина Э.П. «Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и
школьного возраста) М., 2004 г.
7. Способин И. «Элементарная теория музыки» М., 1996 г.
8. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992 г.
9. Мазель Л. «Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.
10. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.
11. Шеломов Б. «Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб, 1997 г.
12. «100 канонов для детского хора» составитель Л. Абелян, В.Попов, М., 1969 г.
1
5
Приложение 1.
Уровни оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы приведены
Оценка
Высокий
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение занятий, знание своей партии во
всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,
активная эмоциональная работа на занятиях, участие на
всех хоровых концертах коллектива. отражает достаточный
уровень подготовки и исполнения на данном этапе
обучения, соответствующий программным требованиям
Средний
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке
трудных
технических
фрагментов
(вокальноинтонационная неточность), участие в концертах
хора
Низкий
неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, недопуск к выступлению на
отчетный концерт
В результате обучения обучающийся умеет: передавать авторский замысел музыкального
произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; исполнять партии в составе
хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и
хоровым коллективом; создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения; соблюдать гигиену голоса. В результате освоения дисциплины обучающийся знает:
хоровой репертуар различных жанров, стилей, музыкальную терминологию.
1
6