Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждено
Приказ № 54-ОД от
27.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 9-14 лет
Разработчик:
Зырянова Елена Викторовна,
педагог дополнительного
образования
с. Рыбниковское,
2025 год
Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1. Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.
Календарный учебный график 2025/2026 учебный год
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Дополнительная образовательная программа «Юные инспекторы
дорожного движения» является по содержанию — социально-гуманитарной;
по функциональному предназначению — учебно- познавательной; по форме
организации содержания и процесса педагогической деятельности она является
предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности
дорожного движения.
Программа разработана на основе Примерной программы «Юные инспекторы
дорожного движения».
Адресат общеразвивающей программы:
Обучающиеся общеобразовательной школы 9-14 лет (4-7 класс).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 68 часов.
Срок освоение – 1 год (34 недели).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии
ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие
возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил
безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте
сформировать активную жизненную позицию.
1)
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского
дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением
первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на
дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более
интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и
сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что
систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения,
агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнется
процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет
возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения
дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой
необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной
программы «Юные инспекторы дорожного движения»
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей
право послушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в
транспорте, но и их воспитания;
правила-обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и
усвоению их детьми;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и
традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
раскрыты организация и содержание учебно-воспитательного процесса с
учащимися начальной школы.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются
в том, что не все обучающиеся посещали дошкольные образовательные
учреждения, и поэтому впервые в школе получают необходимые им знания,
умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Теоретические занятия предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностного опыта.
Практические занятия по программе связаны с использованием игровых
технологий, которые способствуют развитию у детей творческих
способностей.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические
приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают
объемность последовательному освоению материала в данной программе.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель Программы – практико-ориентированное образование учащихся в сфере
основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и
снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи Программы
Организационно – практические:
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через
деятельность в отряде ЮИД;
- развитие качеств личности и способностей учащегося, способствующих
наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД
(коммуникативных
качеств,
эрудированности,
наблюдательности,
аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к
совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму; развитие потребности
в социальной инициативе и гражданской позиции; всестороннее развитие
творческих способностей посредством совместного социального творчества.
Образовательные:
повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ; усвоение требований
разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
способствование приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма;
способствование приобретению навыков оказания первой медицинской
помощи при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах
травм).
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных
качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
- выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
- формирование сознательности и ответственного отношения к собственной
жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной
программой цели, но и создает условия для формирования ключевых
компетентностей: коммуникативной; информационной; компетентности
решения проблем.
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся закрепляют знания по безопасности
дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их
излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
- нравственному воспитанию – через занятия у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки
безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей –
уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств
(самостоятельности, аккуратности, ), личной ответственности за поведение на
дороге,
за
сохранение
собственной
жизни
и
здоровья,
их
дисциплинированности как участников дорожного движения;
-эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных,
иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный
уровень.
1.3.
Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
темы
Введение.
1-2 Вводное занятие «Дорожная этика».
Дорога в школу и домой.
3-4 Населенный пункт, в котором мы живём.
Количество часов
всего теория практика
2
2
0
2
1
1
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
Безопасность на улице. Предвидение
опасности. Наиболее безопасный путь в
школу и домой. Поведение в жилых зонах и
дворовых территориях
Занятие – игра по правилам безопасного
поведения учащихся на улицах и дорогах.
2
1
1
2
1
1
Дорога и её составные части.
Новое об улицах, дорогах. Её составные
2
1
части. Что такое проезжая часть дороги.
Правила перехода проезжей части дороги.
Виды дорог. Дорога с односторонним и
2
1
двусторонним движением транспорта.
Правила её перехода.
Дорога с трамвайными путями. Правила её
2
1
перехода. Загородная дорога и её составные
части. Правила её перехода. Правила
перехода железной дороги.
Занятие – игра по правилам безопасного
2
1
поведения учащихся на улицах и дорогах.
Пешеход, водитель, пассажир.
Кого называют водителем, пешеходом,
2
1
пассажиром. Обязанности пешеходов и
пассажиров.
Правила поведения на посадочных
2
1
площадках и в транспорте. Практическое
занятие «Мы – пассажиры»». Занятие – игра
по правилам безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах.
Транспорт.
История появления автомобиля и Правил
2
2
дорожного движения.
Что такое транспорт. Виды транспорта.
2
1
Знакомство с транспортом населенного
пункта.
Устройство велосипеда, его снаряжение и
2
1
техническое обслуживание. Правила езды
на велосипеде.
Остановочный и тормозной путь
2
1
автомобиля. Светоотражающие элементы.
Занятие – игра по правилам безопасного
2
1
поведения учащихся на улицах и дорогах.
Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.
1
1
1
1
1
1
0
1
1
1
1
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
Причины несчастных случаев и аварий на
2
улицах и дорогах. Правила безопасного
перехода улиц и дорог.
Что надо знать о перекрёстках и опасных
2
поворотах транспорта.
Движение пешеходов по улицам и дорогам
2
в группе. Где можно и где нельзя играть.
Движение пешеходов по загородным
дорогам.
Регулирование дорожного движения.
Новое о светофорах. Виды светофоров.
2
Регулируемые и нерегулируемые переходы
2
проезжей части дороги. Правила перехода
нерегулируемых и регулируемых
перекрёстков.
Занятие – игра по правилам безопасного
2
поведения учащихся на улицах и дорогах.
Дорожные знаки.
Новое о дорожных знаках. Виды дорожных
знаков.
Предупреждающие дорожные знаки. Знаки
приоритета. Запрещающие дорожные
знаки. Предписывающие дорожные знаки.
Информационно-указательные дорожные
знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации.
Что такое пешеходный переход. Виды
переходов. Практическое занятие «Я и
пешеходный переход».
Экскурсия «Я и дорожные знаки».
ГИБДД и инспектор ДПС.
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор
ДПС. Проблемные дорожные ситуации.
Поведение участников и очевидцев ДТП.
Ответственность за нарушение ПДД.
Оказание первой помощи
Виды
ран.
Признаки
закрытых
повреждений. Вывихи. Переломы, их виды.
Обморок. Солнечный и тепловой удар.
Сотрясение
мозга.
Обморожение.
Сердечный приступ.
Транспортировка пострадавшего. Правила
оказания первой помощи при различных
1
1
1
1
1
1
2
1
0
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
0
2
2
2
0
2
1
1
2
1
1
2
1
1
видах ран.
59-60
61-62
63-64
65-66
№
темы
67-68
Наружное и внутреннее кровотечения.
2
1
1
Виды
кровотечений
по
характеру
поврежденного
сосуда
(венозное,
артериальное, смешанное, капиллярное).
Первая
помощь
при
кровотечении.
2
1
1
Основные способы временной остановки
кровотечения.
Правила
наложения
кровоостанавливающего жгута и давящей
повязки. Первая помощь при кровотечении
из носа.
Травмы при ДТП. Оказание первой помощи
2
1
1
пострадавшему при ДТП. Виды повязок,
способы наложения шин, транспортировка
пострадавшего.
Практика.
Виды
повязок,
способы
2
0
2
наложения
шин,
транспортировка
пострадавшего.
Итоговое занятие.
Раздел, тема
Количество часов
всего теория практика
Участие в соревнованиях “Безопасное
2
1
1
колесо»
68
34
34
Итого
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Введение.
Тема. Вводное занятие «Дорожная этика».
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о дорожной
среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных
переходов, светофоров и дорожных знаков.
Дорога в школу и домой.
Темы: Населенный пункт, в котором мы живём. Безопасность на улице.
Предвидение опасности. Наиболее безопасный путь в школу и домой.
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о дорожной
среде; об опасных местах вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и
дорогах; о безопасных участках улиц и дорог в микрорайоне; о наиболее
безопасном пути в школу и домой; о поведение в жилых зонах и дворовых
территориях.
Дорога и её составные части.
Темы: Новое об улицах, дорогах. Её составные части. Что такое проезжая
часть дороги. Правила перехода проезжей части дороги. Виды дорог. Дорога с
односторонним и двусторонним движением транспорта. Правила её перехода.
Дорога с трамвайными путями. Правила её перехода. Загородная дорога и её
составные части. Правила её перехода. Правила перехода железной дороги.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о
дорожной среде; о том, как устроена дорога и как называются её части; о
дорогах с двусторонним и односторонним движением; о загородной дороге и
дороге с трамвайными путями; о правилах их перехода.
Пешеход, водитель, пассажир.
Темы: Кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. Обязанности
пешеходов и пассажиров. Правила поведения на посадочных площадках и в
транспорте.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о дорожной
среде; о том, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром; об
обязанностях пешеходов и водителей; о правилах поведения на посадочных
площадках и в транспорте.
Транспорт.
Темы: История появления автомобиля и Правил дорожного движения. Что
такое транспорт. Виды транспорта. Знакомство с транспортом города.
Элементарные правила езды на велосипеде. Устройство велосипеда, его
снаряжение и техническое обслуживание. Остановочный и тормозной путь
автомобиля.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление об истории
возникновения автомобиля; о видах транспорта и о его назначении; о правилах
поведения в транспорте и на посадочных площадках; о том, где можно и где
нельзя кататься на велосипеде; об устройстве велосипеда и о его техническом
обслуживании; об остановочном и тормозном пути автомобиля.
Опасности, подстерегающие на улицах и дорогах.
Темы: Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Правила
безопасного перехода улиц и дорог. Что надо знать о перекрёстках и опасных
поворотах транспорта.
Движение пешеходов по улицам и дорогам в группе. Движение пешеходов по
загородным дорогам. Где можно и где нельзя играть.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление об
опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и
освещением; о перекрёстках и опасных поворотах транспорта; о правилах
поведения на дороге, тротуаре, пешеходной дорожке и обочине; о движении
пешеходов в группе и по загородным дорогам; о том, где можно и где нельзя
играть.
Регулирование дорожного движения.
Темы: Новое о светофорах. Виды светофоров. Регулируемые и
нерегулируемые переходы проезжей части дороги. Правила перехода
нерегулируемых и регулируемых перекрёстков.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о светофоре
и видах светофоров; об их предназначении; о правилах перехода регулируемых
и нерегулируемых перекрёстков.
Дорожные знаки.
Темы: Новое о дорожных знаках. Виды дорожных знаков. Предупреждающие
дорожные знаки. Знаки приоритета. Запрещающие дорожные знаки.
Предписывающие дорожные знаки. Информационно-указательные дорожные
знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Что такое
пешеходный переход. Виды переходов.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о названии
и назначении дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей; о видах дорожных знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса
и знаки дополнительной информации; о том, что такое пешеходный переход и
видах переходов.
ГИБДД и инспектор ДПС.
Темы: Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Проблемные дорожные
ситуации. Поведение участников и очевидцев ДТП. Ответственность за
нарушение ПДД.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о
расшифровке аббревиатур ГИБДД и ДПС; о значимости работы инспектора в
обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги; о проблемных
дорожных ситуациях; о поведении участников и очевидцев ДТП; об
ответственности за нарушении ПДД.
Оказание первой помощи.
Темы: Виды ран. Признаки закрытых повреждений. Вывихи. Переломы, их
виды. Обморок. Солнечный и тепловой удар. Сотрясение мозга. Обморожение.
Сердечный приступ. Транспортировка пострадавшего. Правила оказания
первой помощи при различных видах ран. Наружное и внутреннее
кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда
(венозное, артериальное, смешанное, капиллярное). Первая помощь при
кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения.
Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Первая
помощь при кровотечении из носа. Травмы при ДТП. Оказание первой помощи
пострадавшему при ДТП. Виды повязок, способы наложения шин,
транспортировка пострадавшего. Практика. Виды повязок, способы наложения
шин, транспортировка пострадавшего.
У учащихся должно быть сформировано целостное представление о правилах
оказания первой помощи пострадавшим и навык ее оказания.
Итоговое занятие.
Участие в городских соревнованиях “Безопасное колесо»
1.4.
Планируемые результаты
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах,
дорогах и в транспорте учащиеся 4-7 классов, должны знать:
обучающиеся должны знать:
- дорожные знаки;
- правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при
отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
- правила движения индивидуально, группами и в колоннах;
- правила езды на велосипеде и мопеде;
- правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде;
Обучающиеся должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам,
а также проезжую часть дороги;
- передвигаться в группе, в колонне;
- дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
- ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий
(машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края
проезжей части и спиной к ней;
- определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
- оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах,
переломах и других видах травм).
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать
и развивать у учащихся 4—7 классов:
устойчивые
привычки
дисциплинированного,
осторожного
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
и
познавательные психические процессы
воо6ражение, мышление, память, речь);
(восприятие,
внимание,
понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на
улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их
анализировать и оценивать;
самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недели
I полугодие - 16 недель (02.09.2024 г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
В начальном звене оформлен кабинет по Правилам дорожного движения,
который предназначен для проведения воспитательной работы с учащимися
школы с целью углубления их знания правил дорожного движения. Это место,
где учащиеся могут ознакомиться с современными достижениями в области
организации движения, с опытом работы отряда ЮИД, получить
консультацию по правилам дорожного движения. В кабинете имеется
необходимое оборудование и собрано учебно-наглядное пособие. Для
передачи информации имеется магнитофон, компьютер, мультимедийный
проектор, интерактивная доска.
Учебно – методическое обеспечение по данному направлению также
включает в себя:
Методический материал:
1. В.И.Ковалько. Игровой модельный курс по ПДД.М-Вако, 2011
2. С.О.Жатин. Правила дорожного движения 1-4 классы.
Занимательные занятия. Волгоград, 2015
3. Новые ПДД Росийской Федерации, 2023г.
4. Н.М.Кузнецова. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности.
Екатеринбург, 2016
5. Л.И.Тошева. Основы безопасности дорожного движения. Москва, 2016
6. В.И.Казаков. Дорожно-транспортная безопасность школьников.
Методические материалы, 2015
7. Т.А. Шарыгина. Беседы о правилах дорожного движения, 2018
8. Я.О. Воронкова. Дорожный словарик. Ростов-на-Дону, 2016
9. ПДД – 2019 с комментариями и расшифровками. Москва, 2019
Настольные игры:
1. Азбука пешехода. Настольная игра+6 раскрасок
2. Викторина по правилам дорожного движения
3. Азбука пешехода
4. Правила дорожного движения
5. Дорожные знаки. Развивающая игра.
6. Карточки – правила дорожного движения.
7. Карточки – дорожные знаки
Оборудование:
1. Коврик напольный «Перекресток»
2. Макет светофора
3. Конусы
4. Бюст человека для отработки правил оказания первый помощи
5. Аптечка для оказания первой помощи
6. Стенд-уголок «Оказание первой помощи пострадавшему»
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение,
применение знаний на практике через практические занятия, соревнования,
игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности
дорожного движения через конкурсы, викторины.
Формы контроля: выступления, соревнования, участие в конкурсах,
викторинах.
В числе используемых для оценивания средств и способов оценки результатов
используются следующие формы: анализ продукта деятельности,
педагогическое наблюдение.