Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждено
Приказ № 54-ОД от 27.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Кукольный театр»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-15 лет
Разработчик:
Климова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское,
2025 год
Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.
Календарный учебный график 2025/2026 учебный год
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.4.
Список литературы для обучающихся
2.5.
Список литературы для педагогов
РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Направленность программы. Данная программа имеет художественной
направленность.
Основная идея данной программы заключается в создании в детском
коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к
самореализации,
проявлению
и
развитию
своих
способностей,
индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и
навыками
самопознания,
саморазвития,
самовоспитания,
самосовершенствования.
Актуальность программы. Программа "Кукольный театр" направлена
на развитие творческих способностей учащихся, формирование их
коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости и эстетического
вкуса. Включение кукольного театра во внеурочную деятельность позволяет
детям погрузиться в мир искусства, развивать свои актерские способности, а
также учиться работать в команде. Программа способствует всестороннему
развитию учащихся, формированию культурного и духовного мировоззрения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что
применяемые формы, методы и средства образовательной деятельности, их
взаимосвязь позволяют детям научиться практическим приёмам работы по
созданию творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта
учебного материала программы становятся результаты
личностных
изменений, происходящих в
процессе обучения: привитие интереса к
культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание
эстетического отношения к действительности; способность к самостоятельной
творческой работе; формирование художественного вкуса и интересов;
высокий уровень коммуникативной культуры.
Программа способствует формированию высокого интеллекта,
духовности через приобретаемое мастерство. Целый ряд специальных заданий
на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для
достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.
Адресат общеразвивающей программы:
Обучающиеся общеобразовательной школы 10-15 лет (4-8 класс).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 10 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 68 часов.
Срок освоение – 1 год (34 недели).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Форма обучения – очная. Одно из главных условий успеха обучения
детей и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку.
Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает
сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие творческого потенциала, коммуникативных
навыков и эстетического восприятия мира у учащихся через участие в
кукольном театре.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение
следующих задач:
Обучающие:
познакомить с историей и видами кукольного театра;
научить детей основам изготовления кукол в разных техниках;
познакомить с идеями оформления изделий;
научить разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
Развивающие:
развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление,
воображение, восприятие; моторику рук;
способствовать развитию уверенности в себе и развитию
самостоятельности; образовательных областей, умения и навыки в
жизни;
находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях, сети
Интернет;
формулировать мысли с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Воспитывающие:
воспитывать чувство ответственности и коллективизма,
воспитывать учащихся в духе патриотизма, активной гражданской
позиции;
воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в
коллективе.
1.3.
Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№
Тема
Часы
теория практика всего
Введение в кукольный театр
Техника безопасности.
Изготовление кукол
4
0
4
1
11
12
1
9
10
1
7
8
5
Создание декораций и
сценических элементов
Озвучивание и разработка
персонажей
Репетиции и актерское мастерство
1
17
18
6
Постановка спектаклей
1
11
12
7
Итоговое занятие. Подведение
итогов
1
3
4
Итого:
10
58
68
1
2
3
4
Формы
аттестации/
контроля
лекция,беседа
практическое
занятие
практическое
занятие
практическое
занятие
репетиции,
упражнения
репетиции,
практическое
занятие
обсуждение,
показ
спектакля
Календарно - тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Вводное занятие. Введение в кукольный театр
История и виды кукольного театра
Материалы и инструменты для создания кукол
Изготовление пальчиковых кукол
Изготовление пальчиковых кукол
Изготовление перчаточных кукол
Изготовление перчаточных кукол
Часы
2
2
2
2
2
2
2
8
9
10
11
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Создание марионеток и других видов кукол
Основы создания театральных декораций
Создание декораций для кукольного спектакля
Создание декораций для кукольного спектакля
Создание декораций для кукольного спектакля
Создание миниатюрных сцен и реквизита
Разработка характеров и голосов для кукол
Разработка характеров и голосов для кукол
Разработка сценариев, выбор темы
Разработка сценариев, выбор темы
Основы актерского мастерства для кукольного театра
Основы актерского мастерства для кукольного театра
Основы актерского мастерства для кукольного театра
Репетиции отдельных сцен и постановок
Репетиции отдельных сцен и постановок
Репетиции отдельных сцен и постановок
Репетиции отдельных сцен и постановок
Репетиции отдельных сцен и постановок
Репетиции отдельных сцен и постановок
Постановка спектаклей
Постановка спектаклей
репетиции спектаклей
Репетиции спектаклей
Репетиции спектаклей
Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итого:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1
Теория. 1. Введение в кукольный театр (4 часа)
История и виды кукольного театра
История возникновения кукольного театра.
Разновидности кукольного театра в разных странах и культурах (пальчиковый,
перчаточный, теневой, марионетки и т.д.).
Знаменитые кукольные театры мира и России.
Обзор современных тенденций в кукольном театре.
Основные понятия и программное содержание
Обсуждение целей и задач курса.
Знакомство с основными понятиями: сцена, декорация, реквизит, кукла-актёр,
режиссура.
Правила поведения в театре, культура зрителя и актёра.
Тема 2
Теория2. Изготовление кукол (12 часов)
Материалы и инструменты для создания кукол
Обзор материалов, используемых для изготовления кукол (ткань, фетр, дерево,
картон, пластик).
Инструменты для работы: ножницы, иглы, клеевые пистолеты, краски, кисти.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика Изготовление пальчиковых кукол
Основы создания пальчиковых кукол: выбор материалов, выкройки, раскрой.
Шитьё и декорирование пальчиковых кукол.
Презентация готовых работ.
Тема 3
Теория. Создание декораций и сценических элементов (10 часов)
Основы создания театральных декораций
Введение в сценографию: что такое декорации и как они создаются.
Выбор тематики и создание эскизов декораций.
Работа с цветом и формой, выбор материалов.
Практика Создание декораций для кукольного спектакля
Подготовка и сбор материалов: картон, ткань, бумага, дерево.
Создание основных элементов сцены: задники, кулисы, реквизит.
Размещение и крепление декораций на сцене.
Работа с освещением и его влияние на восприятие сцены.
Тема 4. Озвучивание и разработка персонажей (8 часов)
Разработка характеров и голосов для кукол
Создание образов и характеров персонажей: внешность, особенности поведения, голос.
Работа с интонацией, тембром голоса и дикцией.
Практика Пробные озвучивания и постановка голоса.
Тема 5. Репетиции и актёрское мастерство (18 часов)
Основы актёрского мастерства для кукольного театра
Основные принципы актёрской игры в кукольном театре.
Работа с жестами и движениями кукол, координация.
Импровизация и взаимодействие с партнёрами по сцене.
Практика. Репетиции отдельных сцен и постановок
Разучивание и отработка отдельных сцен спектакля.
Работа над диалогами и движениями кукол.
Корректировка и совершенствование сцен под руководством педагога.
Репетиции перед показом спектакля, работа с декорациями и освещении
Тема 6. Постановка спектаклей (12 часов)
Теория. Подготовка к спектаклям
Выбор сценария, распределение ролей среди участников.
Разработка режиссёрского плана, распределение обязанностей.
Финальная доработка кукол и декораций.
Практика. Репетиции спектаклей
Комплексные репетиции спектакля с использованием всех элементов: куклы,
декорации, реквизит.
Исправление ошибок, отработка сценических действий.
Тестовые показы для небольших групп зрителей (одноклассников, родителей).
Тема 7. Постановка спектаклей (12 часов)
Теория. Подготовка к спектаклям
Выбор сценария, распределение ролей среди участников.
Разработка режиссёрского плана, распределение обязанностей.
Финальная доработка кукол и декораций.
Практика. Репетиции спектаклей.
Комплексные репетиции спектакля с использованием всех элементов: куклы,
декорации, реквизит.
Исправление ошибок, отработка сценических действий.
Тестовые показы для небольших групп зрителей (одноклассников, родителей).
Подведение итогов, обсуждение спектакля.
1.4.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы:
Овладеют навыками изготовления кукол и создания декораций.
Разовьют актёрские способности и навыки управления куклами.
Научатся работать в коллективе, взаимодействовать и принимать решения.
Приобретут опыт участия в театральных постановках, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
-выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания творческих работ;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой
деятельности.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
Коммуникативные
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Личностные результаты
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- возможность реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои идеи мнения средствами художественного языка;
- воспринимать и элементарно оценивать шедевры русского и мирового
искусства;
- создавать элементарные композиции на заданную тему.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недель
I полугодие - 16 недель (01.09.2025г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование
Кабинет
Столы, стулья
Ширма
Куклы
Мультимедиа
Учебно-методическое обеспечение: методическая
литература, планы, разработки занятий, сценарии
мероприятий, готовые работы,, наглядные пособия и
дидактический материал: образцы, рисунки, схемы,
фото, диагностические карты, материалы для работы,
презентации по обучению, технике безопасности,
охране здоровья, видео и аудиозаписи, инструкции по
ТБ, мультимедийные презентации по декоративноприкладному
творчеству,
аудио,
фото,
видеоматериалы, интернет – источники.
Количество
1
12
1
6
1
Информационное обеспечение:
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izhttp://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
shpagata.html
Методические материалы
По программе «Кукольный театр» с целью активизации
образовательного процесса используются методы, направленные на
формирование положительной мотивации к обучению. Это создание ситуации
успеха, изучение нового материала с опорой на полученные знания; создание
положительного эмоционального настроя через создание доброжелательной
атмосферы доверия и сотрудничества на занятии; рефлексия через оценку
собственной деятельности и деятельности других ребят.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их
эффективность и мотивацию. В реализации данной программы в зависимости
от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение,
практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем;
демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка
вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому
учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
4. Метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения,
конкурсы.
5. Использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного
искусства.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
По мере освоения программы периодически проводится контроль
полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить
эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести
коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть
результаты общего труда.
Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении
проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая
выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится
с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с
целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей (в форме выставки).
В ходе освоения программы применяются следующие методы
отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический
анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговый (май) - итоговая выставка учащихся детского объединения.
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование,
открытые занятия, наблюдения, тестирования и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-izhttp://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
https://vk.com/video/playlist/-171596754_9
shpagata.html
СамаЯ MK.ru
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnajafantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blogpost_22.htmlhttps://vk.com/video/playlist/-171596754
http://kladraz.ru/blogs/filinkova-natalja/master-klas-salfetka-iz-shpagata- cvetochnajafantazija.html
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html