Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.
Утверждено
Приказ № 54 - ОД от 27.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Волонтёрский отряд «Рука в руке»
Программа составлена на основе методических материалов всероссийского
проекта Движения Первых «БлагоТвори» и методических рекомендаций
Ассоциации волонтерских центров
Социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10 -16 лет
Разработчик:
Першина Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское,
2025 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится
патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданского
самосознания. При этом особое внимание уделяется становлению гражданственности у детей и
молодежи.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в
приоритет возводится воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, развитие в детской среде принципов коллективизма и солидарности, духа
милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих
жизненные трудности. Гражданская позиция молодого человека как активного и
ответственного члена российского общества закреплена, в том числе, федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования и отражена в
личностных результатах освоения основной образовательной программы.
Одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания
населения является волонтерство. Участие в добровольческих и благотворительных практиках,
а также реализация собственных волонтерских проектов служит результативным способом
развития
общественных
инициатив
и
гражданственности.
Добровольчество
и
благотворительность выступают институтами воспитания общественной и гражданской
активности населения, способами повышения социальной ответственности граждан, развития
личности, при этом оставаясь методами оказания адресной помощи различным социальным
группам.
На современном этапе развитие добровольчества и благотворительности среди детей
приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в
волонтерских и благотворительных мероприятиях, так и с реализацией последовательной
государственной политики. Развитие добровольчества и благотворительности в обществе, в
школе, среди детей начинается с ознакомления с соответствующими понятиями, продолжается
осознанием, принятием и разделением ценностей волонтерства и благотворительности и ведет к
пробе
благотворительной
и
добровольческой
деятельности,
повторению
актов
благотворительности и добровольчества, постепенно принимающих комплексный характер, а в
дальнейшем – к институционализации волонтерской и благотворительной инициативы в
формате постоянно действующей группы соратников и единомышленников в виде школьного
волонтерского отряда, городской добровольческой организации, актива благотворительного
фонда.
Организация добровольческих и благотворительных активностей дает новые форматы
реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей
добровольчества и благотворительности в воспитательной работе, а также достижения
синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает «делать
прививку от равнодушия» молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать
социальные проблемы более эффективно, с юности формируя у граждан культуру социальной
активности.
Школьные добровольческие отряды организуются в том числе в рамках исполнения
целей и задач федерального проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодежь и дети».
2
К реализации программ обучения участников школьных добровольческих отрядов
рекомендуется вовлекать местное отделение Общероссийского общественно-государственного
движения детей и молодежи «Движение первых», которое обеспечивает интеграцию школьных
объединений в систему проектов Движения Первых по направлению «Волонтерство и
добровольчество», осуществляет подбор методических материалов, профориентационных
мероприятий и Классных встреч с представителями сферы добровольчества.
К реализации программ рекомендуется вовлекать органы местного самоуправления,
осуществляющих свои полномочия в области молодежной политики, воспитания, волонтерской
деятельности, некоммерческие, общественные организации, сообщества местных жителей.
Программы школьных добровольческих отрядов имеют проектный и сетевой форматы.
В программе предусмотрены индивидуальный, командный и семейный формат участия.
Освоение программы не ограничивается только учебными занятиями в аудиториях
образовательной организации. В содержании программы заложен дуальный принцип освоения
дисциплины и большой объем самостоятельной практики обучающихся.
Направленность программы
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на:
осмысление понятий «добровольчество» и «благотворительность», их сходств и
различий, значимости этих явлений для развития общества и установления общего
благосостояния;
более глубокое знакомство школьников с конкретными механизмами включения в
добровольческую и благотворительную деятельность, а также приобщения к
волонтерскому сообществу своего населенного пункта и страны в целом;
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
определяется приоритетами государственной политики в области воспитания, закрепленными в
следующих документах:
Национальном проекте «Молодежь и дети»;
Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;
Стратегией развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года;
Актуальность создания школьных добровольческих отрядов отвечает:
региональным социально-экономическим и социокультурным задачам, закрепленным в
региональных стратегических документах;
локальным задачам развития, закрепленных в локальных документах развития;
индивидуальным задачам развития и профориентации детей;
потребностям родителей в условиях для развития талантов и способностей детей и их
занятости.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрский отряд
«Рука в руке» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно
Концепции развития дополнительного образования способствует:
личностному развитию обучающихся, их позитивной социализации и личностному
самоопределению;
3
удовлетворению
индивидуальных
потребностей,
обучающихся
в
занятиях
добровольческой деятельностью;
формированию и развитию творческих способностей обучающихся, мировоззрения на
основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
Миссией добровольческого отряда школы является создание среды для духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания и самовоспитания детей и
подростков, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и
благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного россиянина.
В муниципальном образовании «Каменский муниципальный округ» консолидирующими
темами для организации работы по воспитанию являются темы, связанные с моделированием
будущего малой родины, что предполагает изучение ее прошлого, информированность о ее
настоящем, знание текущих проблем, потенциала развития и достижений, принятие на себя
ответственности за её будущее. При разработке содержания программы, в особенности ее
практической части, авторы использовали описанную консолидирующую идею как основу.
Программа «Волонтёрский отряд «Рука в руке» разработана согласно требованиям
следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ;
Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ«О благотворительной деятельности
и добровольчестве (волонтерстве)».
Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря
2018 г. № 2950-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р).
Устава и локальных актов образовательной организации.
Адресат общеразвивающей программы:
обучающиеся общеобразовательной школы 10-16 лет (5 – 9классы).
4
Число детей, находящихся в группе:
10 – 14 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 1 раз по 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 68 часов.
Срок освоение – 1 год (34 недели).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
рекомендуется
участникам
и
наставникам
школьных
отрядов
добровольцев
зарегистрироваться\быть
зарегистрированным
на
сайте
будьвдвижении.рф
для
беспрепятственного доступа к образовательным и конкурсным ресурсам Движения Первых;
Режим занятий и объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Режим организации занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волонтёрский отряд «Рука в руке» определяется календарным учебном графиком
и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Занятия проводятся индивидуально, в группах, в коллективе обучающихся, очно, заочно,
удаленно.
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтёрский
отряд «Рука в руке» реализуется в форме проектной сетевой модели, в которой модульное
освоение материала совмещается с активной практикой применения полученных знаний,
разработкой командой обучающихся волонтерских проектов и акций, конкурсной деятельности
и взаимодействия с социальными партнерами. Каждый модуль является самостоятельной
единицей программы и не зависит от результатов освоения других модулей. Обучающийся
может осваивать несколько модулей параллельно, либо остановиться на одном \ двух модулей и
осваивать материал более глубоко.
Содержание программы вариативно, особенно в ее практической части, и включает в
себя многообразие творческих предложений. Вариативность обеспечивает детям свободу
выбора активностей, выбор тех форматов, которые позволяют ребенку наиболее полно
раскрыть и развить свои способности. Вариативность реализуется, в том числе и в предложении
выбора индивидуальной\групповой\семейной формы обучения и практики или их сочетания.
Обучающийся может осваивать материал в составе группы, а реализовывать волонтерские
инициативы самостоятельно или с помощью представителей своей семьи.
Данная программа допускает творческий, импровизационный подход со стороны детей и
педагога в части возможной замены порядка раздела, количества часов, введения
дополнительного материала, методики проведения занятий.
Методы и этапы организации занятий проектного характера.
Методы:
исследовательские;
проблемные;
5
творческие;
Этапы:
подготовка к проекту, проблематизация, выбор способов решения проблемы;
разработка проекта обучающимися под наставничеством взрослого;
реализация волонтерского проекта;
презентация, демонстрация итогов проекта;
рефлексия, самоанализ проделанной работы.
Уровни программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа описывает
стартовый уровень сложности и предполагает системное усложнение материала и введение
разнообразных форм практики.
Модули обучения
Занятия по программе «Волонтёрский отряд «Рука в руке» в первый год обучения на
стартовом уровне проходят в индивидуальной, групповой, коллективной формах по следующим
модулям:
1
Модуль «Волонтерство в чрезвычайных ситуациях» (волонтерство общественной
безопасности) – добровольческая (волонтерская)деятельность в области содействия
общественной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Включает проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций ипожаров, а также защиту населения и территорий от ЧС; участие в
ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного
характера; содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел
и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных
народных дружинах; популяризацию культуры безопасности среди населения; содействие
интернет-безопасности и противодействию распространения наркотических средств и
психоактивных веществ.
2
Модуль «Культурное волонтерство» – добровольческая (волонтерская) деятельность,
направленная на формирование культурной идентичности, сохранение и передачу культурного
и исторического наследия, в том числе поддержка деятельности организаций культуры;
содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры; участие в
осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры); проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и
библиотечными фондами, обучение различным видам творческих практик и прочие виды
профильной добровольческой деятельности.
3
Модуль «Медиаволонтерство» – добровольческая (волонтерская) деятельность,
направленная на формирование информационного поля вокруг общественно- значимых
событий, информационную поддержку социальных и добровольческих проектов, мероприятий
и программ, включающая создание волонтерами в качестве фотографов, журналистов, SMMспециалистов, видео- операторов позитивного контента и его распространение в СМИ и
социальных сетях.
6
4
Модуль «Медицинское волонтерство» – добровольческая (волонтерская) деятельность,
направленная на оказание помощи практическому здравоохранению и возрождение традиций
милосердия. Охватывает содействие в оказании медицинской помощи гражданам; содействие в
формированииздорового
образа
жизни
населения,профилактике
возникновения
и
распространения заболеваний; пропаганду донорства крови и ее компонентов;
информационную, консультативную, просветительскую, досуговую и иную поддержку
пациентов медицинских организаций по месту их нахождения; помощь в уходе
за
пациентами в лечебных и реабилитационных учреждениях; сопровождение спортивных и
массовых мероприятий; профориентационную работу среди школьников и другую
деятельность в сфере здравоохранения, повышения качества медицинской помощи и
здоровьесберегающих технологий.
5
Модуль «Образовательное волонтерство» – добровольческая (волонтерская)
деятельность, включающая участие добровольцев в реализации просветительских программ и
проектов, а также в развитии дополнительных компетенций для детей и взрослых.
Подразумевает преподавание на безвозмездной основе по программам общего и
дополнительного образования; организацию курсов, мастер-классов, научных лагерей,
экспедиций и олимпиад в различных гуманитарных, естественно-научных, прикладных,
творческих и технических областях. Может реализовываться в том числе через осуществление
просветительской и консультативной деятельности, наставничества, тьюторства, в формате
«обучение через добровольчество (волонтерство)», предполагающем
участие
преподавателей и обучающихся в добровольческих (волонтерских) проектах и программах
образовательных организаций всех уровней образования, реализации совместных
благотворительных программ образовательных организаций, социально ориентированных
некоммерческих организаций и коммерческих организаций с использованием их
профессиональных компетенций.
6
Модуль «Патриотическое волонтерство» – добровольческая (волонтерская)
деятельность,
направленная
на
гражданско-патриотическое
воспитание
граждан,
восстановление и сохранение исторической памяти. В рамках патриотического волонтерства
осуществляется оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий,
взаимодействие с ветеранскими организациями, благоустройство памятных мест и воинских
захоронений, содействие в увековечении памяти погибших при защите Отечества, участие
добровольцев в организации акций, посвященных памятным событиям в истории России,
проводятся поисковые работы, исторические реконструкции, организуется просветительская
работа по сбережению исторической правды и противодействию подмене исторических фактов.
7
Модуль «Событийное волонтерство» – добровольческая (волонтерская) деятельность,
направленная на оказание безвозмездной помощи в подготовке, проведении и достижении
стратегических целей какого-либо общественно значимого мероприятия. Такая деятельность
осуществляется
на
досуговых,
спортивных,
образовательных, представительских,
экономических и иных мероприятиях локального, местного, регионального, федерального и
международного уровней. В событийном волонтерстве отдельно выделяют спортивное
волонтерство, включающее участие в организации и (или) проведении физкультурных и
7
спортивных мероприятий; участие в организации и деятельности объектов спорта; участие в
организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.
8
Модуль «Социальное волонтерство» – добровольческая (волонтерская) деятельность,
направленная на оказание помощи отдельным гражданам и (или) социальным группам
населения из числа социально незащищенных, социально уязвимых и (или) находящихся в
трудной жизненной ситуации категорий граждан, осуществляемая с целью улучшения качества
их жизни, предупреждения и преодоления негативных жизненных обстоятельств. Включает
участие волонтеров в оказании безвозмездной помощи гражданам, нуждающимся в социальной
поддержке и социальном обслуживании, в том числе: содействие в оказании помощи в
организациях социального обслуживания (домах-интернатах (пансионатах) для престарелых и
инвалидов, психоневрологических интернатах, в том числе детских, центрах социального
обслуживания населения, центрах социальной адаптации и других); содействие в оказании
социальных услуг на дому; содействие в осуществлении социального обслуживания
нуждающихся; содействие воказании помощи лицам, находящимся в трудной жизненной
ситуации, а также обеспечение профилактики социального сиротства; содействие в реализации
программ социализации выпускников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей с
наркотической и алкогольной зависимостью, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения
свободы, и иных нуждающихся категорий населения.
9
Модуль «Экологическое волонтерство» – добровольческая (волонтерская)
деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на решение экологических
проблем и формирование экологической культуры в обществе. Включает содействие
восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в
организации раздельного сбора отходов; содействие природоохранной деятельности;
содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения; участие в
охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания; содействие в
оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными
территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных
комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства
Российской Федерации и другие формы добровольного участия в сфере охраны окружающей
среды.
10
Модуль «Инклюзивное волонтерство» предполагает включение в добровольческую
деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Серебряное» волонтерство» подразумевает вовлечение в волонтерскую деятельность людей
пенсионного и предпенсионного возраста (55+).
«Семейное волонтерство» предполагает добровольческую деятельность, в которой участвуют
двое или более членов одной семьи, в том числе из разных поколений: супруги, родители с
детьми, дедушки и бабушки, сестры и братья.
«Корпоративное волонтерство» подразумевает добровольческую деятельность сотрудников
организаций при поддержке своей компании.
8
Обучающиеся могут менять формат своего участия в программе обучения в зависимости
от предпочтений ребенка и результатов его деятельности на основе самоанализа.
Наставник может моделировать занятия школьного отряда добровольцев, выбрав один
модуль, в таком случае в школе будет создан, например, Отряд волонтеров науки, который весь
учебный год занимается просветительской деятельностью в сфере науки.
Возможно сочетание нескольких модулей, работа по которым ведется последовательно
или параллельно.
Возможно создание нескольких профильных волонтерских отрядов, каждый из которых
занимается своим направлением волонтерства.
Также возможен вариант освоения всех направлений волонтерства, например, в сентябре
участники отряда пробуют себя в роли волонтеров науки и помогают проводить Линейку в
День Знаний, а одноклассникам адаптироваться после каникул. А в октябре ребята могут
пробовать себя в роли социального волонтера и связать свою деятельность с Днем пожилого
человека. В ноябре можно осваивать патриотическое волонтерство и помогать школе
праздновать День Народного Единства, а в декабре придет время для событийного
волонтерства, связанного с празднованием Нового года.
Виды учебных занятий
беседы и дискуссии;
тематические кино- и видеопоказы;
творческие конкурсы;
викторины;
круглые столы и конференции;
этапные и деловые игры;
квесты;
индивидуальные и групповые проекты;
экскурсии в волонтерские центры;
создание виртуальных выставок и презентаций.
Формы подведения результатов
Промежуточный и итоговый контроль результатов освоения программы «Волонтёрский
отряд «Рука в руке» проходит в формате практических занятий, защиты проектов, участия в
конкурсах по направлению «Добровольчество и волонтерство» на платформе Движения
Первых, в волонтерских и благотворительных инициативах местного и школьного уровня.
Что считать результатом освоения программы:
освоение обучающимся основ добровольческой деятельности, свободное оперирование
специальными терминами и понятиями;
освоение обучающимися навыков волонтерской работы, организации мероприятий,
акций, событий;
участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах по направлению
«Добровольчество и волонтерство», организованных некоммерческими организациями
на безвозмездной основе;
9
реализованныеволонтерские проекты, инициативы в школе, в своем населенном пункте,
в Каменском муниципальном округе;
регулярное информирование в официальных пабликах и на своих личных страницах о
деятельностиотрядадобровольцев.
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Волонтёрский отряд «Рука в руке» является создание среды возможностей для формирования
у обучающихся мировоззрения созидателя, помощника, неравнодушного человека, а также
пространства для практики в разных направлениях добровольческой деятельности.
Задачами программы являются:
повысить уровень информированности обучающихся о добровольческом движении и
благотворительности, целях, задачах, участниках, результатах и социальных эффектах
этих общественных феноменов;
ознакомить обучающихся с механизмами включения в добровольческие и
благотворительные практики, а также с траекториями развития в сфере волонтерского
движения и благотворительности;
вдохновить обучающихся на приобщение к добровольческой и благотворительной
деятельности;
развить ответственное и проактивное отношение подрастающего поколения к
окружающей действительности, происходящему в городе, регионе, стране;
внести вклад в воспитание у обучающихся милосердия, сострадания, желания оказывать
поддержку тем, кто нуждается в помощи.
Разработка программы опирается на следующие дидактические принципы
компетентностного подхода:
принцип системности;
принцип доступности;
принцип сознательной активности;
принцип мотивации;
принцип связи обучения с жизнью.
Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит представить
обучающимся совокупность разнообразных направлений и форм добровольческого
движения и благотворительности в единстве их морально- этических установок.
Принцип доступности. Содержание Урока подразумевает доступные формы
донесения информации до каждой возрастной группы, учитывающие личный,
социальный опыт обучающихся и их психологические особенности.
Принцип сознательной активности. Освоение материала Урокаопирается на
активную включенность обучающихся в процесс познания, обращение педагога к
10
личностному опыту обучающегося и обогащение его в процессе деятельности на Уроке.
Принцип мотивации. Направлен на выработку в ходе Урока у обучающихся
мотивации на дальнейший поиск и освоение информации по изучаемой теме.
Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип способствует формированию
у обучающихся умения применять полученные знания на практике.
Основными нравственными ориентирами, которых следует придерживаться,
реализуя программу, являются понятия: «гражданственность», «патриотизм»,
«милосердие»,
«сострадание»,
«гуманизм»,
«альтруизм»,
«бескорыстие»,
«ответственность», «готовность прийти на помощь».
Формы и методы организации воспитательных событий, обучающих занятий и
иных мероприятий должны соответствовать уровню подготовки обучающихся, при этом
быть интересными и результативными.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план. Стартовый уровень 1 год обучения
№
1.
2.
Название раздела, темы
Информационнопросветительский этап
Вводное занятие.
Моделирование образа
школьного волонтёрского
отряда «Рука в руке»
Количество часов
Прак
Всего Теория
тика
Формы аттестации /
контроля
-
-
-
Зачисление обучающихся на
программу
2
2
-
Введение в тему, инструктажи
2.
1. Модуль «Волонтерство в
чрезвычайных ситуациях»
(волонтерство общественной
безопасности)
6
4
2
3.
2. Модуль «Культурное
волонтерство»
4
2
2
4.
3. Модуль
«Медиаволонтерство»
4
2
2
5.
4. Модуль «Медицинское
волонтерство»
6
4
2
11
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
6.
5. Модуль «Образовательное
волонтерство»
4
2
2
7.
6. Модуль «Патриотическое
волонтерство»
10
4
6
8.
7. Модуль «Событийное
волонтерство»
4
2
2
9.
8. Модуль «Социальное
волонтерство»
6
4
2
10.
9. Модуль «Экологическое
волонтерство»
4
2
2
4
2
2
11.
12.
13.
10. Модуль «Инклюзивное,
семейное, серебряное,
корпоративное волонтерство»
Практическая деятельность по
организации добровольческой
деятельности
Конкурсная деятельность
обучающихся
Итого
8
2
6
6
2
4
68
34
34
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Вариативный модуль
Самопроверка, рефлексия,
аналитика, измеримый
результат реализации
волонтерских инициатив по
данному направлению
Результаты участия в
конкурсах
Содержание учебного плана. Стартовый уровень \ 1 год обучения
Информационно-просветительский этап. Приглашение обучающихся к занятиям в
школьном отряде добровольцев. Оформление информационных стендов. Рекламные посты в
школьном паблике. Запись обучающихся в школьный отряд (отряды) добровольцев.
Вводное занятие. Знакомство с программой Волонтёрский отряд «Рука в руке», краткий
обзор направлений. Моделирование образа отряда добровольцев.
12
Теория. Добровольчество – как вид социально – значимой деятельности и образ жизни
человека. Добровольчество как стиль жизни. Образ добровольца. Обзор направлений
добровольческой работы.
Практика. Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Обратная
связь. Выбор формата работы отряда НА ОСНОВЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ДЕТЕЙ И ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ. Выбор названия отряда, разработка символики отряда. Регистрация участников в
Движении Первых.
1 Модуль:«Волонтерство в чрезвычайных ситуациях» (волонтерство общественной
безопасности)
Теория.
Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о волонтерстве в ЧС.
Практика: систематическая организация линеек безопасности и переменок безопасности
в течение года согласно Календаря сезонных рисков, акции, посвященные профилактике ЧС и
формированию осознанного внимания к общественной безопасности, пополнение
информационных уголков школы профилактической информацией, иные проекты по
выбранному направлению.
2
Модуль: «Культурное волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности Волонтеров Культуры.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
3
Модуль: «Медиаволонтерство»
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности КиберВолонтеров.
Практика.Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
Содействие освещению Дней единых действий в школьных пабликах и на своих
страницах в ВКонтакте:
- 30 сентября, День воссоединения новых регионов с Россией
- 1 октября, день пожилых людей
- 5 октября, День учителя
- 19 октября, День Отца
- 4 ноября, День народного единства
- 30 ноября, День матери
4
Модуль «Медицинское волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности Волонтеров Медиков.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
13
5
Модуль «Образовательное волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности Волонтеров Науки.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
6
Модуль «Патриотическое волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности Волонтеров Победы.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
7
Модуль «Событийное волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности Волонтеров Событий.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
8
Модуль «Социальное волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности социальных волонтеров.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
9
Модуль «Экологическое волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности ЭКО -волонтеров.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
10
Модуль
««Инклюзивное,
семейное,
серебряное,
корпоративное
волонтерство».
Теория. Прохождение участниками информационно-просветительского блока на
платформе Движения Первых. Стартовые знания о деятельности волонтеров.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций в выбранном направлении.
Реализация мероприятий данного направления, закрепленных на платформе проекта
«БлагоТвори» и в Календаре Первых.
11
Практическая деятельность по организации добровольческой деятельности.
14
Теория. Основы планирования воспитательного, добровольческого события. Основы
проектной деятельности. Оформление проекта в план работы. способы фиксации результатов.
Практика. Организация волонтерских проектов и акций. Реализация мероприятий
данного направления, закрепленных на платформе проекта «БлагоТвори» и в Календаре
Первых.
12
Конкурсная деятельность обучающихся.
Практика. Участие в конкурсах различного уровня индивидуально или в составе
команды.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
духовно-нравственное развитие личности обучающихся;
формирование мотивации к добровольческой деятельности и помощи
окружающим.
Предметные:
у обучающихся сформированы представления о доброте как важном
качествечеловека;
обучающиеся ознакомленысобщественнымфеноменомдобровольчестваиего
значением для общества;
пополнениесловарногозапасашкольников;
формированиеумениясоздаватьтворческийпродуктизподручных материалов.
Метапредметные:
формированиеушкольникованалитическихуменийинавыков;
развитие навыка планирования собственной деятельности в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, поиска средств ее осуществления.
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. Календарный учебный график на 2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недель
I полугодие - 16 недель (01.09.2025г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
5.2. Условия реализации
Материально-техническое обеспечение
- кабинет, оборудованный мебелью (столами, стульями);
- компьютеры с выходом в Интернет;
- телефоны с камерой;
- светоустановка;
- микрофоны – петлички;
- блокноты, ручки.
15
Кадровое обеспечение
педагог дополнительного образования.
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
6.Оценочные материалы
Личностные
результаты
Метапредме
т-ные
результаты
Планируемые
результаты
Критерии
оценивания
Виды контроля /
промежуточной
аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
1.Развита в
достаточной степени
познавательная
активность,
внутренняя
мотивация к
освоению материала
2.Развиты
рефлексивные
навыки, стремление к
личностному росту
3.Сформировано
уважение к малой
родине и готовность
находить и
транслировать
позитивные
инфоповоды в
информационную
среду
1.сформировано
умение планировать
свою деятельность,
контролировать и
оценивать свои
действия;
2.наблюдается
способность
принимать и
сохранять учебную
цель, осуществлять
информационный
поиск;
3.Умение
1.Содержательнос
ть авторских
материалов
2.Оригинальность
авторских
материалов
3.Логичность
изложения
материала
4.Выразительност
ь изложения
материала
1.Самооценка;
2. Медиа-зачет;
3.Конкурсная
активность
обучающегося;
1.Рейтинг
2.Таблица
самооценки;
1.Содержательнос
ть
2.Оригинальность
3.Логичность
4.Выразительность
5.Информационны
й охват
6.Соответствие
заявленной
тематике
7.Соблюдение
технических
требований
8.Командная
1.Самооценка;
2. Медиа-зачет;
3.Конкурсная
активность
обучающегося;
1.Рейтинг
2.Таблица
самооценки;
16
Предметны
е
результаты
коммуницировать в
разных
условиях,взаимодейст
вовать со взрослыми
и сверстниками
1.Обучающиеся
получили
достаточный объем
знаний о медиа –
сфере.
2. Созданы условия
для закрепления
опыта применения
знаний в конкретной
деятельности;
3.Созданы условия
для развития
исследовательского
типа мышления,
творческих
способностей и
критического
мышления
работа
1.Содержательнос
ть
2.Оригинальность
3.Логичность
4.Выразительност
ь
5.Информационны
й охват
6.Соответствие
заявленной
тематике
7.Соблюдение
технических
требований
8.Командная
работа
17
1.Самооценка;
2. Медиа-зачет;
3.Конкурсная
активность
обучающегося;
1.Рейтинг
2.Таблица
самооценки;
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бедердинова М.В., Бессонова А.В. Конспект занятия «Мы – добрые волшебники». –
Череповец, 2017: https://rosuchebnik.ru/material/konspekt- zanyatiya-my-dobrye-volshebniki-16812/.
2.
Благотворительность в России и государственная политика. / С.С. Сулакшин, Д.В.
Бачурина, М.В. Вилисов, Г.Г. Каримова, И.Р. Киш, О.В. Куропаткина, Л.А. Макурина, А.С.
Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2013.
3.
Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских
благотворительных
организаций.
//
Интернет-журнал
«Меценат»,
http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_15.
4.
История волонтерского движения в России. // ТАСС, https://tass.ru/info/5870697.
5.
Локтионова Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России. //
Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 267-269.
6.
Методические
рекомендации
по
направлению деятельности
«Гражданская активность» / Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. –
М.: МПГУ, 2016.
7.
Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков
согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и
национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской
истории и культуры. Год добровольца (волонтера) в Российской Федерации (2018 год). /
А.К. Крупченко. – М.: ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, 2018.
8.
Методическое
пособие
«Волонтерское
(добровольческое)
движение
в
общеобразовательной
организации.
//
Ассоциация
волонтерских
центров
URL:
http://авц.рф/media-files/documents/в школе.pdf.
9.
Луо Энни, Бутенко В., Полунин К. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал
образовательных технологий // Образовательная политика. – 2015. – № 2 (68). – С 72-109.
Интернет-источники
10. https://обучение.добровольцыроссии.рф/: Добровольцы России.
11. https://goo-gl.ru/5Fjn: «Форум Добровольцы России».
18
8. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Основные понятия и термины:
Альтруизм – бескорыстная забота о благополучии других, готовность ставить их
интересы
выше
своих
собственных;
одна
из
главных
характерных
черт
благотворительной и добровольческой деятельности.
Безвозмездная деятельность – деятельность, осуществляемая без выплаты
вознаграждения в любой материальной форме.
Бескорыстие–отсутствиестремлениякличнойвыгоде.
Благополучатели
благотворительные
–
граждане
пожертвования
и
от
юридические
благотворителей,
лица,
получающие
помощь
добровольцев
(волонтеров).
Благотворители
–
граждане
и
юридические
лица,
благотворительныепожертвованиявформебезвозмезднойпередачив
осуществляющие
собственность
или
предоставления в пользование благополучателям имущества, выделения им денежных
средств, а также бескорыстного выполнения на благо нуждающихся лиц работ или
предоставления им услуг.
Благотворительная
деятельность
деятельность,
гражданиюридических
благотворительность
–
добровольная
лицпобескорыстной(безвозмездной
или
на
льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том
числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг,
оказанию иной поддержки.
Благотворительная
организация
неправительственная
-
(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для
реализации
благотворительных
целей
путем
осуществления
благотворительной
деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительная программа – комплекс мероприятий, направленныхна решение
социальных проблем и (или) помощь нуждающимся лицам, осуществляемых за счет
средств благотворительных пожертвований либо иной финансовой деятельности
благотворительной организации.
Гуманизм – мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо
человека
критерием
оценки
социальных
институтов,
а
принципы
справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
19
равенства,
Добровольческая (волонтерская) деятельность, добровольчество (волонтерство) –
форма бескорыстного социального служения, добровольнаясоциально направленная,
общественно полезная деятельность, осуществляемаяпутем личного выполнения работ,
оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме
случаев возможного возмещения, связанных с осуществлением добровольческой
деятельности затрат).
Добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная
некоммерческая
организация
(или
незарегистрированное
объединение
граждан,
созданное автономно либо на базе какой-либо организации, в том числе в рамках
программ корпоративного волонтерства), системно привлекающая волонтеров к участию
в
добровольческой
деятельности
различных
направлений
и
форм,
а
также
осуществляющаяруководство их деятельностью в процессе такого участия
Доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее добровольную
социально
направленную,
общественно
полезную
деятельность
без
получения
денежного или материального вознаграждения (кроме случаев предоставления сервисов
и возмещения, связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат).
Добровольный – совершаемый или действующий по собственному желанию, без
принуждения.
Милосердие
–
готовность
оказать
помощь
из
чувства
человеколюбия,
сострадания; а также сама помощь, вызванная такими чувствами.
Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и
неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих
представлений.
Нравственность – внутренние духовные и душевные качества человека,
основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в
отношении к людям и к природе, а также нормы и правила поведения, основывающиеся
на таких качествах.
Нуждающиеся
лица
–
лица,
которые
не
в
состоянии
удовлетворить
собственнымисиламинеобходимыематериальныеидуховныепотребностиикоторымтребуе
тсядополнительнаяподдержкадляустранениясоциальных и экономических дефицитов.
Общественная польза – положительный результат деятельности, значимый для
развития и процветания общества в целом, суммарный эффект которого удовлетворяет
интересам большинства его членов.
Отзывчивость–умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную
20
поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им.
Сбор благотворительных пожертвований – любое прямое или косвенное
обращение
за
деньгами,
имуществом,
добровольными
услугами
или
другими
ценностями, предоставляемыми немедленно или с отсрочкой, при условии, что они
будут использованы для благотворительных целей.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чужим несчастьем, способность
поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания.
Социальная значимость – позитивное воздействие осуществляемой деятельности
на ход событий в обществе.
Трудная
жизненная
ситуация
–
ситуация,
объективно
нарушающая
жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в
связи
с
преклонным
малообеспеченность,
возрастом,
безработица,
болезнью,
отсутствие
сиротство,
определенного
безнадзорность,
места
жительства,
конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не
может преодолеть самостоятельно.
21
Приложение 2
Основные
субъекты
добровольческой
деятельности
в
Российской
крупнейшая
волонтерская
Федерации:
Ассоциация
волонтерских
центров
(АВЦ)
–
организация России, реализующая системные программы по развитию добровольческого
движения во всех его формах и проявлениях.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» – общероссийское
волонтерское движение в сфере здравоохранения.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» – общероссийское
волонтерское движение в сфере патриотического воспитания.
Региональные ресурсные центры поддержки волонтерства – центры развития
волонтерского движения, созданные в регионах России с целью консолидации
добровольческих усилий, популяризации и продвижения ценностей добровольческой
деятельности, формирования благоприятных условий для ее осуществления на
территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)–федеральный орган
государственной власти, уполномоченный в сфере развитияволонтерства.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр
гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) –
главный исполнитель государственных программ в сфере развития волонтерского
движения как одной из основ формирования гражданского общества.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детскоюношеский центр» (Росдетцентр) – главный исполнитель государственных программ в
сфере развития детского добровольчества.
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи
«Движение Первых».
22
Приложение 3
Из истории волонтерства в России:
В России при императрице Екатерине II в конце XVIII века была создана сеть
воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которых
работали добровольцы. В XIX веке получили развитие различные благотворительные
общества
и
союзы,
общественные
филантропические
организации.
Одним
из
крупнейших было Императорское человеколюбивое общество, образованное в 1802 году
по инициативе Александра I. В учрежденных земствами народных начальных школах
учителя преподавали на безвозмездной основе, в сельских больницах земские врачи
оказывали бесплатную медицинскую помощь. Первыми в мире женщинами-волонтерами
(сестрамимилосердия)были монахини московской Свято-Никольской обители. Во время
Русско-турецкой войны 1877–1878 годов они добровольно отправились на фронт для
помощи раненым солдатам. В 1894 году в Москве были учреждены городские
участковые попечительства о бедных, для сбора добровольных пожертвований в них
привлекались волонтеры. В начале XX века в России действовало уже около 20 тысяч
попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры.
В СССР добровольческое движение было связано с крупными всесоюзными
мероприятиями, массовыми субботниками и пр. Широкое распространение получило
добровольческое по сути тимуровское движение. В годы Великой Отечественной войны
1941–1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при
дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства;
только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали
надгоспиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и
садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны. В послевоенный период
они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали
за могилами погибших воинов. В советские времена добровольцы ехали на целину и
БАМ, работали на субботниках, уборках урожая, занимались восстановлением и
сохранением памятников истории и культуры.
Современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90- е годы,
одновременно
с
зарождением
различных
некоммерческих,
общественных
и
благотворительных организаций. Переломными в развитии российского добровольчества
стали 2010-е годы. В указанный период значительно увеличился перечень направлений
добровольческой деятельности, появились новые формы добровольческих практик.
Преимущественно социальный и социально направленный характер волонтерства,
23
свойственный для 1990-х и 2000-х гг., трансформировался в сторону развития спектра
приложения добровольческих усилий.
Особую роль в становлении современного добровольческого движения сыграли
волонтерские программы ХХII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014
года в г. Сочи и XXVII Всемирных летних студенческих Игр (Универсиады) 2013 года в
Казани,
переломившие
общественное
мнение
и
обеспечившие
волонтерству
узнаваемость и характеристику социально одобряемого вида деятельности.
Добровольческое движение в России сегодня переживает новый подъем. Все
больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих
перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время,
использовать свои опыт и знания. Свое участие в добровольческой (волонтерской)
деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых
российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою
готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных.
24
Приложение 4
Направления и формы благотворительной деятельности
Основными направлениями благотворительной деятельности выступают:
социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального
положения малообеспеченных, многодетных семей, оказание помощи социально
незащищенным, социально уязвимым слоям населения и (или) лицам, находящимся в
трудной жизненной ситуации;
социальная реабилитация безработных, детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, безнадзорных детей, людей с ограниченными возможностями
здоровья, людей с наркотической и алкогольной зависимостью, лиц, освобожденных из
мест лишения свободы, и иных нуждающихся категорий населения, которые в силу своих
физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны
самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
оказание помощи людям с инвалидностью, тяжелобольным лицам и лицам со
стойкими нарушениями здоровья;
оказание
помощи
пострадавшим
в
результате
стихийных
бедствий,
экологических,промышленныхилииныхкатастроф,социальных,национальных,
религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
охрана окружающей среды и защита животных;
охрана и обеспечение должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих
историческое, культовое, культурное или природоохранное значение;
поддержка семьи, материнства и детства;
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
социального сиротства;
профилактика социально опасных форм поведения граждан. Можно выделить
следующие
формы
благотворительного
участия.
Финансовые
формы
благотворительного участия:
перечисление денег на счет благополучателя в виде разового благотворительного взноса;
регулярные денежные перечисления (ежемесячные, ежеквартальные и т.д.);
взносы в виде ежемесячных отчислений со счета в банке;
сбор денежных средств среди сотрудников организации;
льготы и скидки на товары и услуги для благополучателей;
25
включение в цену товара доли на благотворительные цели;
оплата текущих расходов благополучателя или благотворительной организации;
завещание личных денежных средств;
финансирование благотворительных программ «под ключ» и пр.
Материально-технические (вещные) формы благотворительного участия:
передача в собственность (в том числе списанного) имущества: мебель, транспорт,
оргтехника и пр.;
передача продуктов питания, товаров, расходных материалов;
предоставление в пользование помещений, оборудования, техники, транспорта;
предоставление предметов для последующей продажи с целью выручки средств;
организация сбора вещей среди сотрудников организации;
завещание личного имущества и пр.
Трудовые формы благотворительного участия:
выполнение работ силами работников организации-благотворителя;
консультационная профессиональная
поддержка
(юридическая,
бухгалтерская,
организационная и пр.);
разработка рекламных кампаний;
добровольческий труд в благотворительных организациях и благотворительных
программах и пр. Информационные формы благотворительного участия:
предоставление писем поддержки, рекомендательных, гарантийных писем и прочих
форм ходатайств;
информационная поддержка в средствах массовой информации, социальных сетях;
общественная (публичная) поддержка, продвижение и пр.
Методы привлечения благотворительной помощи.
Ниже представлены некоторые формы активностей, которые используют благотворительные
организации в работе по привлечению благотворительных средств.
Аукционы. Могут проводиться как с предметами, которые производит сама
некоммерческая организация (например, предметы искусства, изделия народных
промыслов), а также с предметами благотворителя, который выставляет свой лот на
торги с благотворительной целью (чтобы процент от выручки с торгов адресовать
26
конкретной благотворительной организации, человеку или проекту). Личное
общение с благотворителем. Метод предполагает личный контакт благополучателя с
благотворителем.
Лотереи. Организация и проведение различного рода благотворительных лотерей
(лотереи только для членов организации; лотереи, приуроченные к проведению
конкретного мероприятия, общественные лотереи).
Проведение благотворительных мероприятий и акций (концерты, фестивали,
марафоны, шоу, общественные праздники, благотворительные балы, спортивные
состязания, ярмарки и пр.). Это организация и проведение различного рода
публичных развлекательных мероприятий, плата за вход на которые является
благотворительным взносом.
Продажа сувениров (открытки, плакаты, значки, марки, кружки, кепки, майки и пр.).
Эффективный метод, но осложнен необходимостью вкладывать средства в
производство самих сувениров. Возможно привлечение спонсоров.
Почтовая
рассылка.
Рассылка
писем
с
просьбой
о
благотворительности
осуществляется с целью привлечения новых благотворителей и сохранения прежних.
Письма могут содержать в себе как информацию о деятельности организации в
целом, так и приложенную к письму заполненную банковскую квитанцию для
максимально удобного способа осуществления пожертвования.
Социальная реклама. Важнейший метод в благотворительной деятельности.
Основные задачи социальной рекламы – это обозначение существующей социальной
проблемы, целевых групп, с которыми работает благотворительная организация;
информирование
о
сути
деятельности
благотворительной
организации,
о
возможностях участия граждан в решении проблем.
Телефонный маркетинг (телемаркетинг). Метод предполагает использование
телефона и телекоммуникационных технологий совместно с системами управления
базами данных. Ящики для пожертвований. Традиционный метод сбора частных
пожертвований. Опечатанные ящики располагают в людных местах. Например, в
магазинах – месте, куда люди приходят тратить деньги, или в банке – месте, куда
люди приходят с деньгами и пр. Ящики могут быть стационарными и
передвижными, переносными (сбор пожертвований на улицах или от квартиры к
квартире).
27