Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025 г.
Утверждено
Приказ № 54 - ОД от 27.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Школьный музей»
(Программа составлена на основе методических рекомендаций и
положения всероссийского проекта Движения Первых
«Хранители истории»)
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10 -16 лет
Разработчик:
Чемезова Юлия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское,
2025 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Миссия школьного музея – содействие развитию гармонично развитой, патриотичной и
социально - ответственной личности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей и регионального опыта приобщения детей к культурно –
историческим ценностям посредством музейной педагогики, а также реализация
воспитательного потенциала добровольческой и общественной деятельности, направленной на
профессиональное и личностное развитие и патриотическое воспитание.
Цель школьного музея – вовлечение обучающихся в процессы бережного сохранения
исторической памяти, трансляция исторического, культурного наследия своим сверстникам и
местному населению, историческое, культурное просвещение и активное моделирование
будущего своей малой родины с опорой на имеющийся материал и культурный, природный,
ценностный потенциал территории.
Важность школьного музея как одного из самых результативных средств
патриотического воспитания понятна каждому. Каким бы штампом нам не казалась фраза «в
наше непростое время», она полностью применима к работе музея. Время сейчас действительно
непростое. И это настоящий вызов для системы воспитания, для формирования мировоззрения
нового порядка, для формирования среды, в которой возможно воспитание деятельного
патриота. Внешнеполитические события, изменение подходов к современному мироустройству,
обилие разной информации усложняют процесс формирования мировоззрения и жизненных
принципов у подростков. А ведь принципы, в основе которых традиционные духовнонравственные нормы, должны быть устойчивой опорой человеку на протяжении всей жизни. В
этом процессе школьный музей – это книга жизни прошлых поколений, это опыт лучших
представителей села, поселка, школы, который нынешним поколениям дает такую опору, это
инструмент оформления и осознания локальной идентичности, осознания и гордости за то, что
я житель села Покровское, Кисловское, Сипавское. Это возможность почувствовать себя
частью славного прошлого своей малой родины, понять причины настоящего, взять на себя
ответственность за будущее. Школьный музей сегодня переходит от состояния статичного,
одинакового, не меняющегося пространства. Сегодня границы восприятия школьного музея
многократно расширяются до пространства для занятия музейных команд, куда могут входить
обучающиеся, выполняющие роль дизайнеров, экскурсоводов, исследователей, журналистов,
фотографов. В школьных музеях сегодня организуются пространства для общения, организации
просветительских, интеллектуальных событий, выставки становятся передвижными,
шагающими, цифровыми. Выставочные площади трансформируются в вертикальные,
поворотные, виртуальные, интерактивные. Сам формат сохранения, пополнения и
экспонирования коллекций музея становится современным, актуальным, интересным для детей,
подростков и их родителей. Для наращивания материально-технической базы сегодня создано
много условий за счет привлечения внебюджетных средств, что также может стать проектом
музейной команды в течение года. Школьный музей вправе и должен выстраивать устойчивую
кооперацию внутри школы с военно-патриотическим клубом, медиа-центром, юннатами и
школьным театром. История не стоит на месте, она пишется прямо сейчас. Именно сегодня
наступило время новых героев. И на этом отрезке пути – школьный музей на самом острие
педагогики.
2
Все вышеизложенные подходы к организации музейной практики в школе закреплены в
основных стратегических документах, регламентирующих развитие современной системы
образования и воспитания.
На встрече с активистами молодежных патриотических организаций, которая состоялась
в мае 2025 года в Волгограде, Президент нашей страны В.В.Путин отметил: «Без исторической
памяти у нас нет будущего. Все славные страницы нашей истории важно сохранить. Важно всё
это помнить, создавать туристические маршруты по следам дедовских побед, самим прошагать
историю своего села, своими ногами и своими руками привести в порядок историю малой
родины. Из таких историй состоит наша большая история. Историческая правда всегда мешала
тем, кто боролся с историей. То, что происходит сегодня, …только обострение этой борьбы,
которая велась всегда. Всегда нужно было оказывать противодействие этой попытке
дезориентировать наших людей, наших граждан. Особенно и почти постоянно целевой
аудиторией этого воздействия была молодежь. Самое главное наше оружие сегодня – это
правда». Эстафету хранителей истории сегодня должны принимать молодые, именно они
обеспечат исторической правде преемственность и никому не позволят ни сегодня, ни завтра
эту правду переписать или забыть.
Консолидирующей идеей, являющейся основой воспитательного пространства
Каменского района, является идея содействия исполнению миссии Каменского района,
моделирование большого будущего малой родины через изучение его прошлого, активную
включенность в настоящее и принятие на себя ответственности за будущее малой родины. При
разработке данной программы эта идея была заложена как ценностная и смысловая основа.
Направленность программы
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность и ориентирована на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
занятиях
исследовательской, проектной
деятельностью, художественным творчеством,
деятельностью,
связанной
с
поисковой,
экскурсионной,
добровольческой,
патриотической направленностью;
развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к
изучению истории, выставочной, экскурсионной деятельности;
приобретение учащимися стартовых знаний в области краеведения, исследования и
популяризации истории малой родины и своего региона, привлечение детей к изучению
и использованию современных технологий в организации школьного музея.
Актуальность программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
раскрывается через ее соответствие:
нормативным правовым актам и государственным программным документам;
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и
проблемам;
потребностям и проблемам детей и их родителей (законных представителей).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей»
соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования способствует:
3
личностному
развитию
обучающихся,
их
позитивной
социализации
и
профессиональному самоопределению;
удовлетворению
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
занятиях
исследовательской, проектной, краеведческой, туристско-экскурсионной деятельностью;
формированию и развитию творческих способностей обучающихся.
Программа «Школьный музей» разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273ФЗ;
Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Устава и локальных актов образовательной организации.
Адресат программы
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «школьный музей»
рассчитана на детей и подростков 10-16 лет;
в группу принимаются все желающие;
группы формируются разновозрастные;
наставнику и участникам детского объединения «Школьный музей» рекомендуется
зарегистрироваться/быть
зарегистрированным
в
Движении
Первых
для
беспрепятственного доступа к образовательному порталу и актуальным конкурсам;
Режим занятий и объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Режим организации занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школьный музей» определяется календарным учебном графиком и соответствует
нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года – 1 сентября, 2025 г.
4
Окончание учебного года – 26 мая, 2026 г.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Объем учебных часов по программе – 68
часов.
№
1
Год обучения
Всего учебных недель
Первый
Итого
36
36
Объем учебных
часов
68
68
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей»
реализуется в форме модульной модели. Количество учебных часов и порядок прохождения
модулей определяются наставником и участниками самостоятельно в зависимости от формата
музея, возможностей и потребностей участников музейной команды. Каждый с модуль является
самостоятельной единицей программы, его освоение не связано с последовательным освоением
других модулей. Вариативность среды связана в том числе и с тем, что участники могут
освоить как все модули, так и остановиться на освоении приоритетных для них.
Процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов
и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка.
При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная
технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к
реализации своих возможностей, а также системно-деятельностный метод обучения.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны детей
и педагога того, что касается возможной замены порядка раздела, введения дополнительного
материала, методики проведения занятий.
Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или
уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава
группы и конкретных условий работы.
Уровни программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к
стартовому уровню сложности и предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию целостной картины в рамках содержательнотематического направления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Формы обучения
Занятия по программе «Школьный музей» проходят в групповой и индивидуальногрупповой формах, в проектной, сетевой форме.
Виды занятий
Музейные уроки
Историко-бытовые, военно-исторические реконструкции
Квесты
5
Мастер-классы
Экскурсии
Лекции
Конкурсы
Игры: настольные, дидактические, деловые, авторские, народные
Исторические линейки
Проектная деятельность
Творческая лаборатория
Исторические фестивали
Методы музейной педагогики
Повествовательный
Сравнение и анализ
Метод контраста
Проектный метод
Игровой метод
Метод стимулирования самостоятельной творческой активности
Метод театрализации
Метод свободных ассоциаций
Этапы организации деятельности музейной аудитории
Предкоммуникационный
(вовлечение,
приглашение
посетителей,
информирование о предстоящем событии)
Коммуникационный (центральное событие, коммуникация с посетителями)
Посткоммуникационный (обратная связь, творческие задания по итогам
увиденного)
Что считать результатом деятельности школьного музея и освоения программы
обучающимися
Количественные
характеристики
результата
(количество
посетителей,
проведенных событий, собранных артефактов, количество участников музейного
объединения, зарегистрированных в информационных системах и пр.)
Качественные характеристики результата (качество обратной связи, качественные
изменения МТБ, качество реализованных выставок, фиксируемые изменения
форматов, приемов и методов организации деятельности музея, результат
участия обучающихся в конкурсах различного уровня, результат участия в
грантовых конкурсах, стабильность состава участников объединения)
Продуктовые характеристики результата (индивидуальный, командный,
семейный проект)
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
6
Целью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школьный музей» является всестороннее развитие личности участников, интеллектуальное,
нравственное совершенствование, сохранение и применение лучших практик гражданскопатриотического воспитания через организацию работы школьного музея.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Образовательные (предметные):
организовать систематическое изучение истории своей малой родины и своего
региона, в том числе конкретных персоналий, памятных мест, исторических событий,
посредством участия в работе школьного музея, организации очных, стационарных,
виртуальных, передвижных выставок, взаимодействия с архивными фондами, общественными
организациями, профильными вузами и пр.;
научить приемам организации очных, стационарных, виртуальных, передвижных
выставок, взаимодействию с архивными фондами, общественными организациями и пр.;
научить навыкам исследовательской, проектной и краеведческой деятельности;
научить использовать информационные ресурсы общества и средств
коммуникаций в учебной и практической деятельности.
сформировать представления о профессиях, связанных с исследовательской,
выставочно-экскурсионной и туристско-краеведческой деятельностью;
Развивающие:
пробудить
интерес
и
склонность
обучающихся
к
краеведческой,
исследовательской работе, работе в сфере туристско-экскурсионной деятельности;
развить творческую активность детей их самостоятельности и творческую
инициативу;
расширить кругозор об окружающем мире, обогатить эмоциональную жизнь,
развить художественно-эстетический вкус, формировать навыки критического мышления и
проектное мышление;
развить психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление,
речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
развить регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
Воспитательные:
создать среду для формирования деятельного, искреннего патриота своей малой
родины и своей страны;
создать условия для самовоспитания чувства гордости и ответственности за
будущее своей Родины, активной гражданской позиции и популяризации преимуществ и
потенциала своей малой родины;
воспитывать трудолюбие, аккуратность;
привить навыки работы в группе, формировать культуру общения;
7
воспитывать умение совершать правильный выбор в условиях возможного
негативного воздействия информационных ресурсов на основе личных принципов,
сформированных на основе традиционных ценностей;
содействовать повышению привлекательности краеведения, туристскокраеведческой деятельности, музейного творчества для подрастающего поколения.
формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем малой
родины и каждого человека, о вкладе и ответственности каждого человека за будущее
маленького поселка и большой страны.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
1.
Учебный (тематический) план
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
Цель работы,
знакомство между
2
2
собой, с планом
работы, техника
безопасности
2.
Моделирование
образа детского
объединения,
регистрация
участников в системе
Движения Первых
6
2
4
3.
Модуль
«Обучающий курс
для Хранителей
истории»
12
6
6
8
Формы аттестации / контроля\ где
искать информацию
На регистрацию наставника и
детей можно и нужно отвести не
менее 2 часов. Важно самой
активной
части
детского
объединения и его наставнику (не
обязательно всем детям сразу)
хорошо
ориентироваться
на
платформе Движения Первых и на
сайте проекта «Хранители истории».
Чтобы смоделировать работу
кружка,
важно
как
следует
разобраться в проекте, посмотреть до
занятия все актуальные конкурсы и
активности
проекта,
свободно
перемещаться по сайту проекта
«Хранители
Истории».
(СМ.ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
Форма контроля: количество
участников, зарегистрированных в
проекте «Хранители истории»
Обучающий курс для педагога
и для участников расположен в базе
знаний Движения Первых. (СМ.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ), слайды с 6 по 8.
Для наставника предусмотрены
4.
Модуль «Сохранение
исторической
памяти»
12
6
6
9
18 микро-уроков, для участников 17. Каждый микро-урок длится от 5
до 15 минут. Педагог
самостоятельно планирует время
в КТП для прохождения уроков.
Кто-то проходит 1 урок +
обсуждение за час учебного
времени, кто-то успевает освоить
два - три урока за академический
час. В течение года база уроков
дополняется новыми темами.
Форма контроля: количество
пройденных уроков
Содержание этого модуля состоит из
сочетания предложенных вариантов:
Вариант 1 - Участие во
всероссийском конкурсе школьных
музеев. СМ.ПРЕЗЕНТАЦИЮ, СЛАЙД
9.
Вариант 2 – участие в конкурсе
экскурсионных маршрутов «По следам
истории». СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ,
СЛАЙД 10.
Вариант 3 – участие в конкурсе
«Трудовая доблесть. Лица Победы».
СМ.ПРЕЗЕНТАЦИЮ, СЛАЙД 10.
Линейка активностей проекта
Хранители Истории в течение года
дополняется новыми проектами.
Следите за обновлениями.
Вариант 4 – подготовка детей к
научно-практическим конференциям,
представление результатов
исследовательской деятельности
обучающихся на уровне школы, МО,
региона, страны.
Вариант 5 – подготовка детей к
конкурсам, которые проводит Дворец
Молодежи, министерство образования,
конкурсы, в которых музейная
команда принимает участие уже не
один год.
Вариант 6 – научноисследовательская работа, полевые
исследования, работа в архивах,
раскопки, сбор информации у местных
жителей. Оформление новых
экспозиций к памятным датам.
Форма контроля: количество
участников, зарегистрированных на
конкурсные активности и результат их
участия, сборники, выставки.
Педагог самостоятельно планирует
количество часов в КТП на теорию и
практику при подготовке к данным
конкурсам или НПК. Музейная
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
должна
доминировать
НАД
музейной
ТЕОРИЕЙ.
5.
Модуль «Культура
памяти»
12
6
6
10
Занятия этого модуля педагог
планирует ежемесячно из Календаря
Первых. В Календаре Первых есть
особая вкладка ПАТРИОТИЗМ И
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, в
этой вкладке каждый месяц
публикуются задания,
способствующие воспитанию
культуры памяти в школе, дома, в
характере каждого ребенка. Все
задания разделены по возрастам,
имеют разный уровень сложности,
помеченный звездочками. Педагог,
СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ, выбирает
задания по возрасту, отвечающие
интересам детей. В Календаре часто
указаны способы фиксации
результатов выполнения заданий.
В КТП занятия по Календарю
Первых можно отмечать как
«Текущая деятельность участников
детского объединения по
формированию культуры памяти
дома, в школе» и отводить на эту
работу столько времени, сколько
педагог посчитает нужным.
Также в этом модуле можно
использовать задания из Календаря
Первых из вкладки
6.
Модуль «Точка
старта в завтра»
12
6
6
7.
Модуль «Школьный
музей в медиа-
12
6
6
11
ВОЛОНТЕРСТВО И
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО.
В этом же модуле планируем
музейные уроки, линейки,
исторические пикники, фестивали к
памятным и праздничным датам.
Часто готовые сценарии таких
уроков публикуются в базе знаний
Движения Первых.
В этом же модуле планируем
экскурсии в школьный музей,
организаторами которых являются
дети.
В этом же модуле планируются
экскурсии музейной команды. Без
выхода в другие музеи, без
посещения экскурсий – опыт
участников музейной команды будет
неполным. Детям и педагогу нужна
насмотренность, возможность
расширения кругозора.
Форма контроля: посты в
школьном паблике и на сайте
Этот модуль можно
планировать в 4 четверти. В этом
модуле педагог планирует работу по
созданию образа будущего
школьного музея. Вместе с детьми
создается модель современного
музея: в рисунке, в макете, в
презентации, идет поиск новых
вариантов использования школьного
музея, составляется список нового
оборудования, которое поможет
сделать школьному музею шаг в
развитии. К окончанию работы в
этом модуле у каждой школы
должен быть готов проектный
вариант школьного музея будущего с
привязкой к конкретной школе и
конкретной территории.
Форма контроля: проект
школьного музея будущего
В этом модуле педагог
планирует время для написания
пространстве»
постов в школьный паблик, на
школьный сайт, в газету «Пламя»,
научно-популярные статьи в
журналы, оформление школьных
стенгазет, живых журналов,
подкастов.
Форма контроля: посты, статьи
о деятельности школьного музея.
Итого
68
34
34
Содержание учебного плана
Раздел №1. Вводное занятие. Основы работы школьного музея, миссия, цели и задачи.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на предстоящий учебный
год.
Практика. Регистрация участников в детское объединение, регистрация в Движение
Первых.
Раздел №2. Моделирование образа школьной музейной команды. Выбор названия,
символики, обсуждение правил группы.
Практика: разработка символики в соответствии с названием команды, обсуждение
правил, распределение ролей в команде, регистрация символики на конкурс Движения Первых
«Шеврон форму красит». Информационная кампания о начале работы школьной музейной
команды в школьном информационном уголке.
Раздел №3. Модуль «Обучающий курс для Хранителей Истории». Обучающая
программа на образовательном портале проекта Хранители Истории Движения Первых.
Теория. Изучение основ работы в проекте, теория работы школьного музея.
Практика. выполнение практических заданий по итогам прохождения курса.
Раздел №4. Модуль «Сохранение исторической памяти». Мероприятия по сбору,
хранению, экспонированию артефактов, фотографий, свидетельств, охрана памятных мест.
Теория. Системное и практическое изучение истории своей малой родины, своего
региона, в том числе историй конкретных людей, памятных мест, событий. Основные правила
работы с архивными фондами, интервью, сбора, хранения и экспонирования артефактов.
Теория создания выставок и экспозиций.
Практика. Работа с местными жителями, архивными документами, музейными фондами,
организация выставок (очных, виртуальных, стационарных, передвижных), организация
исторических реконструкций, фотопроектов, просветительских и образовательных событий в
школе и за ее пределами. Систематическая работа по облагораживанию памятных мест (уборка,
покраска, косметическое восстановление, высадка цветов и пр.), размещение информации о
памятных местах на общероссийском портале местопамяти.рф. Под памятным местом в данном
контексте имеется ввиду:
- памятник, обелиск, мемориал;
- памятная табличка;
- парк, аллея, захоронение;
-архитектурное сооружение, являющееся частью культурного или исторического
наследия малой родины, региона или страны.
12
Темами для исследовательской, полевой работы участников музейной команды могут
быть любые исторические периоды развития малой родины и региона, которые могут быть
оформлены в цифровой, печатный материал, ленты времени, фотоальманахи, альманахи,
атласы, карты, например:
- Летопись исчезнувших деревень;
- Лента времени или сборник «История развития сельского хозяйства района»;
- Лента времени или сборник «История развития системы образования»;
- Атлас знаменитых земляков;
- Книга «История Победы в истории моей семьи»;
- Альманах архитектурного наследия;
- Сборник местных легенд, страшилок, обычаев и обрядов;
- Атлас или журнал мод костюмов местного населения;
- Словарь диалектизмов, жаргонизмов местного населения;
- Сборник прибауток, пословиц, поговорок местного населения и пр.
-Настольные игры-путешествия
Раздел №5. Модуль «Культура памяти».
Теория. Правила организации тематических выставок, экскурсий, уроков, линеек,
просветительских событий, школьных праздников, КВИЗов, викторин. Разработка или подбор
материала для сценариев.
Практика. Проведение экскурсий, уроков, линеек, просветительских событий, школьных
праздников, КВИЗов, викторин, оформление тематических информационных уголков. Участие
в конкурсах муниципального и регионального уровней, организованных некоммерческими
организациями на безвозмездной основе. Участие в проекте Движения Первых «Хранители
истории»:
- Участие в региональной онлайн-игре «Наследники Победы»;
- Участие во всероссийских и региональных конкурсах Движения Первых:
«Верни герою имя»; «Семейная память»; «Память жива», «Архитектура памяти»,
«Шеврон форму красит»;
- Участие во «Всероссийском конкурсе школьных исторических и историкокраеведческих музеев» Движения Первых;
- конкурс экскурсионных маршрутов «По следам истории» Движения Первых;
Взаимодействие с местными сообществами, профильными учебными заведениями.
Организация сельских и районных праздников и культурно-исторических инициатив:
- День наличника
- Сувенирная лавка
- Вечорки
Раздел №6. Модуль «Точка старта в завтра». Моделирование будущего малой родины
и своей школы.
Теория. Изучение стратегических документов развития Каменского района, стратегии
развития туризма в Свердловской области и Российской Федерации. Изучение направления
образовательный туризм, агротуризм, внутренний туризм. Потенциал Каменского района для
развития внутреннего туризма. Моделирование историко-культурных маршрутов по
населенным пунктам Каменского района. Изучение профессий будущего в сфере культурноисторического туризма, экскурсионной и выставочной деятельности.
13
Практика. Проектирование историко – культурной экскурсии по своему населенному
пункту с перспективой объединения экскурсии в единый экскурсионный маршрут по
Каменскому району. Создание выставок будущего. Создание экскурсий в будущее населенного
пункта. Торжественная закладка капсул времени. Участие в грантовых конкурсах для развития
материально-технической базы школьного музея. Трансформация музейных пространств в зоны
общения, зоны деловой активности подростков, зоны проведения родительских собраний.
Экскурсии в профильные вузы и колледжи.
Раздел №7. Модуль «Школьный музей в медиа –пространстве».
Теория. Стартовые знания в сфере медиа, правила создания постов, видеороликов,
материалов информационного, рекламного, мотивирующего характера. Разработка медиа-плана
детского объединения.
Практика. Регулярная информационно-просветительская деятельность. Разработка серии
постов в официальных пабликах и на сайте образовательной организации. Разработка буклетов,
постеров, афиш.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы обучающие будут знать:
- основы музейного дела, основы функционирования музея;
- основы оформления выставок: очных, виртуальных, стационарных, передвижных и пр.;
- основы исследовательской и проектной деятельности по сбору, хранению и
экспонированию исторического материала;
- основы работы школьного музея в медиа-пространстве.
Обучающие будут уметь:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание;
- руководить работой группы или коллектива;
- инициировать творческие проекты и реализовывать их;
- самостоятельно провести экскурсию по школьному музею;
У обучающих будут развиты:
- навыки исследовательской работы: сбор, хранение, обработка материалов;
- навыки представления собранного или имеющегося материала в актуальной для разных
целевых аудиторий форме;
- навыки проектной работы;
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
5.1. Календарный учебный график на 2025/2026 учебный год
Количество учебных недель: 34 недель
I полугодие - 16 недель (01.09.2025г. - 30.12.2025 г.)
II полугодие - 18 недель (12.01.2026 г. – 26.05.2026 г.)
5.2. Условия реализации
14
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в помещении школьного музея и учебных кабинетах, в том числе в
помещениях центров образования Точка Роста, кабинетах истории, на площадках партнеров
программы.
Развитие материально-технической базы школьного музея – одна из задач музейной
команды. Трансформация музейного пространства также может быть содержанием проекта
музейной команды.
Моделируя образ современного музейного пространства, необходимо стремиться:
- к наличию отдельного кабинета для организации школьного музея;
- к наличию вертикальных и горизонтальных выставочных площадей с соблюдением
правил хранения и экспонирования (температурный режим, сохранность, подстветка). В данном
контексте подразумеваются витрины, интерактивные столы, тумбы, экраны и пр.;
- к наличию передвижных выставочных площадей (мобильных стендов, баннеров и пр.);
- к наличию мобильных звукоусиливающих устройств для работы экскурсоводов;
- к наличию оборудования для создания и трансляции виртуальных экскурсий, аудиосопровождения экскурсий, создания музыкального фона;
- к наличию полноформатного экрана и проекционного оборудования;
- к наличию удобной, современной мебели;
- к наличию форменной одежды для участников музейной команды (футболки, головные
уборы, жилеты);
- к наличию компьютерной и множительной техники для выпуска брошюр, афиш,
сборников и пр.
Кадровое обеспечение
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» по данной программе работает педагог дополнительного образования с высшим
образованием.
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
6.Оценочные материалы
Личностн
ые
результат
ы
Планируемые
результаты
Критерии
оценивания
Виды контроля
промежуточно
й аттестации
Обучающиеся
осознают свою
принадлежность к
важному
историческому
прошлому своего
населенного
пункта, понимают
Осознанное
участие в
гражданскопатриотических,
культурноисторических
мероприятиях,
событиях.
Наблюдение за
-уровнем
вовлеченности
обучающегося,
-стабильностью
посещения
занятий
15
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Диалог с
обучающимся.
Самооценка.
Метапредметные
результаты
Предметн
ые
результат
ы
текущее
историческое
состояние малой
родины, его
причины и
возможные
последствия и
готовы активно
включаться в
процессы
моделирования
большого
будущего
Каменского
района, своего
поселка и школы.
Обучающиеся в
практике работы
школьного музея
активно
пользуются
знаниями смежных
дисциплин:
литературы,
обществознания,
географии,
информатики и пр.
Работа в составе
музейной команды
помогает
профессиональном
у самоопределению
Обучающиеся
могут организовать
экскурсию по
школьному музею,
умеют выполнять
исследовательские
и проектные
задачи, активно
занимаются
просветительской
деятельностью.
Ценностносмысловые
установки,
которыми
руководствуется
обучающийся при
принятии
решений.
Способность к
самостоятельному
осознанному
выбору
индивидуальной
траектории
развития в рамках
программы.
Использование
различных
инструментов в
процессе
основной
деятельности.
Потребность в
получении новых
знаний.
Способность к
синтезу и анализу.
Обратная связь
Самооценка и
взаимная
оценка качества
выполненных
работ
Результаты
участия в составе
организаторов
культурно0истори
ческих событий,
праздников,
мероприятий
Свободное
владение
материалом.
Готовность
делиться
имеющимися
знаниями и
получать новые.
Готовность к
участию в
конкурсах.
Самооценка и
взаимная
оценка качества
выполненных
работ
Результаты
участия в
конкурсах
различного
уровня.
16
Самоанализ
результатов
Тесты