Управление образования
Администрации МО «Каменский муниципальный округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2025г.
Утверждено
Приказ № 54-ОД от 27.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный военно-патриотический клуб»
Программа составлена на основе методических материалов
всероссийского проекта Движения Первых
«Зарница 2.0»
Социально-гуманитарной и
спортивно-оздоровительную направленности
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Кузьмина Дарья Сергеевна,
Педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское
2025 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями развития дополнительного образования детей, закрепленными в
Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, являются
создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также
воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социальноответственной личности.
Под условиями здесь понимается, в первую очередь, общественно-значимая
деятельность, общее дело, которое объединяло бы разные поколения, разные
интересы, деятельность, которая была бы и целью, и средством воспитания.
Деятельный патриотизм, в основу которого заложены традиционные духовнонравственные ценности, становится таким общим делом.
Сама жизнь диктует настоятельную потребность в формировании человека,
для которого служить Родине: в армии, за школьной партой, на стадионе, на
рабочем месте, так же естественно, как говорить и дышать. Нравственные основы,
принципы, которые определяют круг интересов человека, помогают в принятии
жизненно-важных решений, формируются только в деятельности, проверяются
делом в течение жизни.
Школьные военно-патриотические клубы (далее ВПК) – одна из первых
ступеней самовоспитания деятельного патриота. Исходим из того, что первой
ступенью является семья. Со школьными патриотическими клубами крепко
связана история развития отечественного образования. Отрадно, что в настоящее
время эта практика возрождается, усиливается новыми подходами и
возможностями. Военно-патриотический клуб в современной школе – это
отличительный знак образовательной организации, часть её бренда и повод для
гордости. Программа подготовки курсантов ВПК включает такие актуальные
направления как самопомощь и оказание первой помощи, действия в
чрезвычайных ситуациях, изучение истории, строевая, огневая, физическая
подготовка, управление БПЛА, тактическая подготовка, приобщение к лучшим
культурным образцам: книгам, музыкальному и художественному творчеству.
Клубы – это кузница патриотов, настоящих граждан своей страны, уважающих ее
прошлое, разбирающихся в настоящем и принимающих на себя ответственность
за ее будущее.
Школьные военно-патриотические клубы организуются в том числе в
рамках исполнения целей и задач федерального проекта «Мы вместе»
национального проекта «Молодежь и дети».
2
К реализации программ обучения участников школьных ВПК
рекомендуется вовлекать местное отделение Общероссийского общественногосударственного движения детей и молодежи «Движение первых», местное
отделение «Юнармии», которые обеспечивают интеграцию школьных
объединений в систему проектов Движения Первых («Первая помощь», «Зарница
2.0», «Хранители истории» и др.), осуществляют подбор методических
материалов,
обеспечивают
организацию
и
проведение
отборочного,
муниципального этапов региональных и всероссийских проектов Движения
Первых
по
направлению
«Патриотизм
и
историческая
память»,
профориентационных мероприятий и Классных встреч.
К реализации программ рекомендуется вовлекать органы местного
самоуправления, общественные организации, участников СВО.
Программы школьных военно-патриотических клубов имеют модульный и
сетевой форматы. Под сетевыми формами взаимодействия понимаются
совместная с библиотеками, домами культуры, школьными музеями, школьными
медиа-центрами работа по подготовке курсантов.
В программе предусмотрены индивидуальный, командный и семейный
формат участия. Освоение программы не ограничивается только учебными
занятиями в аудиториях образовательной организации. В содержании программы
заложеныконкурсные активности как результат обучения курсантов и оценка
качества работы педагога. Обязательными контрольными мероприятиями в
программе обозначены Чемпионат по первой помощи проекта Движения первых
«Первая помощь» и отборочный, муниципальный этап всероссийского проекта
«Зарница 2.0».
Направленность программы
Данная программа имеет Социально-гуманитарной направленности
и спортивно-оздоровительную направленности и ориентирована на:
формирование и развитие личности обучающегося на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
занятиях спортом и военно-патриотической деятельности;
развитие и поддержку детей, проявляющих интерес к военнопатриотической деятельности и профориентирующихся на профессии
в военной, спортивной и медицинских сферах;
приобретение учащимися стартовых знаний вобласти начальной
военной подготовки, оказания самопомощи и первой помощи,
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
3
формирование готовности сохранять историческую правду, служить
Родине и встать на ее защиту.
Актуальность программы
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы раскрывается через ее соответствие:
нормативным правовым актам и государственным программным
документам;
региональным социально-экономическим и социокультурным
потребностям и проблемам;
потребностям и проблемам детей и их родителей (законных
представителей).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный военно-патриотический клуб» соотносится с тенденциями развития
дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного
образования способствует:
формированию и развитию мировоззрения обучающихся на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей, патриотизма и
любви к Родине.
личностному развитию обучающихся, их позитивной социализации и
профессиональному самоопределению;
удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в
занятиях спортом, изучении навыков самопомощи и первой помощи;
В муниципальном образовании «Каменский муниципальный округ»
консолидирующими темами для организации работы по воспитанию являются
темы, связанные с моделированием будущего малой родины, что предполагает
изучение ее прошлого, информированность о ее настоящем, знание текущих
проблем, потенциала развития и достижений, принятие на себя ответственности
за её будущее. При разработке содержания программы, в особенности ее
теоретической части, авторы использовали описанную консолидирующую идею
как основу.
Программа «Школьный военно-патриотический клуб» разработана согласно
требованиям следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
4
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Устава и локальных актов образовательной организации.
Адресат программы
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный военно-патриотический клуб» рассчитана на детей и
подростков 12-17 лет;
в группы принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний к занятиям спортом;
группы формируются по возрасту, допускается дополнительный набор по
результатам собеседования;
Режим занятий и объем дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Режим организации занятий дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школьный
военно-патриотический
клуб»определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам,
утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года –1 сентября, 2025;
Окончание учебного года – 26 мая, 2026.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Объем учебных часов по
программе – 3 часа.
Занятия проводятся группами от 8 человек.
5
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный военно-патриотический клуб»имеет модульную структуру, где
каждый модуль является отдельным элементом программы, не предполагает
зависимости от изучения предыдущих модулей, но прохождение всех модулей
способствует целостности подготовки команды клуба к участию в Чемпионате по
первой помощи и «Зарница 2.0».
Процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию
их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности
ребенка.
При планировании и проведении занятий применяется личностноориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая
личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, а также системнодеятельностный метод обучения.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со
стороны детей и педагога в части, которая касается возможной замены порядка
раздела (модуля), введения дополнительного материала, методики проведения
занятий.
Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить
или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости
от состава группы и конкретных условий работы.
Методы организации занятий:
словесные, наглядные;
информационно - перцептивные;
проблемные;
дедуктивные;
творческие;
Уровни программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
относится к стартовому уровню сложности и предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию
целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Формы обучения
Занятия по программе «Школьный военно-патриотический клуб»проходят в
групповой и индивидуально-групповой формах. Все участники после вводных
6
занятий и общих для всех модулей выбирают себе игровые роли или условновоенные специальности (далее УВС):
командир отряда
военкор
инженер-сапер
медик (2 чел.)
оператор БПЛА (2 чел.)
политрук
штурмовик (2 чел.)
В каждом отряде из 10 человек должно быть не менее 2 девочек (девушек).
Обучающийся может менять УВС по собственной инициативе или по
рекомендации наставника отряда до момента участия отряда в «Зарнице 2.0».
Участники, определившиеся с УВС выбирают себе позывной. Позывной
должен быть сформулирован на русском языке, написан кириллицей, не должен
содержать оскорбительных выражений, ненормативной лексики, отсылок к
запрещенным в РФ организациям, социально-опасным явлениям, деструктивным
идеологиям. Недопустимо использование в позывном символов, а также
позывного, состоящего исключительно из цифр. Длина позывного не должна
превышать 15 символов.
Участникам всех отрядов рекомендуется быть зарегистрированными
участниками Движения Первых для беспрепятственного доступа к
образовательным ресурсам и проектам «Первая помощь», «Хранители истории»,
и «Зарница 2.0».
Модули обучения
Занятия по программе «Школьный военно-патриотический клуб» в первый
год обучения на стартовом уровне проходят в индивидуальной, групповой,
коллективной формах по следующим модулям:
1 модуль: «Общекомандные дисциплины»
«Введение»
«История малой родины в истории большой страны. Моделирование
образа ВПК». Для всех курсантов.
«Первая помощь». Для всех курсантов.
«Чемпионат по первой помощи». Для всех курсантов.
«Основы строевой подготовки». Для всех курсантов.
«Огневая подготовка». Для всех курсантов.
2 Модуль: «Индивидуальная углубленная подготовка курсантов согласно
УВС»
7
«Подготовка командиров». Для курсантов, выбравших УВС «Командир,
заместитель командира» и резерва.
«Подготовка политруков». Для курсантов, выбравших УВС «Политрук» и
резерва.
«Подготовка саперов»Для курсантов, выбравших УВС «Сапер» и резерва.
«Подготовка военкоров» Для курсантов, выбравших УВС «Военкор» и
резерва.
«Подготовка медиков» Для курсантов, выбравших УВС «Медик» и
резерва.
«Подготовка штурмовиков» Для курсантов, выбравших УВС
«Штурмовик» и резерва.
«Подготовка операторов БПЛА» Для курсантов, выбравших УВС
«Оператор БПЛА» и резерва.
«Зарница 2.0» для средней и старшей возрастных категорий.
3 модуль: «Физическая подготовка». Для всех курсантов.
4 модуль:«Торжественные, памятные мероприятия с участием курсантов
ВПК, волонтерская работа». Для всех курсантов.
Виды занятий
•
лекционные
•
практические, тренировочные
•
рефлексивные
•
презентационные
Формы подведения результатов
Промежуточный и итоговый контроль результатов освоения программы
«Школьный военно-патриотический клуб» проходит в формате участия курсантов
клуба в Чемпионате по первой помощи, начиная с муниципального этапа, в
военно-патриотических играх «Зарничка» и «Зарница 2.0», начиная с отборочного
этапа, в конкурсах проекта «Хранители истории» по согласованию, в
торжественных мероприятиях: вынос государственного флага знаменной группой
на школьных линейках, пост №1, добровольческих мероприятиях и пр.
Решая разные задачи, выбирая удобный формат освоения программы, дети
выходят на разнообразные результаты в разное время. Допускаются
множественные результаты в разное время для каждого участника, но с
обязательной фиксацией результатов в аналитических документах и\или рейтинге
участников, постах в официальных пабликах и на личных страницах, который
формируется на основе самооценки результатов деятельности участников.
Что считать результатом освоения программы:
8
освоение обучающимся основ строевой, огневой, медицинской, тактической
подготовки;
усвоение обучающимися знаний о значении и вкладе земляков в
достижение суверенитета нашей страны во время всех известных военных
конфликтов;
освоение обучающимися навыков использования доступной специальной
техники и снаряжения: учебного стрелкового оружия, БПЛА,
медицинского, туристического снаряжения и пр.;
участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах по
направлению «Патриотизм и историческая память», организованных
некоммерческими организациями на безвозмездной основе;
стабильно функционирующий школьный военно-патриотический клуб.
2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный военно-патриотический клуб» является всестороннее развитие
личности участников, интеллектуальное, нравственное и физическое совершенствование, приобретение и закрепление навыков начальной военной подготовки,
формирование у участников готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Образовательные (предметные):
научить основам строевой подготовки, основам начальной военной
подготовки;
обучить практическим приемам поведения в чрезвычайных ситуациях;
обучить доступным приемам самопомощи и помощи пострадавшим;
повысить интерес к изучению истории своей страны, истории Вооруженных Сил РФ, истории малой родины;
Развивающие:
развить у подрастающего поколения инициативность, лидерские качества и самостоятельность;
сформировать осознанное отношение к личной и общественной безопасности;
расширить кругозор об окружающем мире, обогатить эмоциональнуюсферу;
9
развить регулятивную структуру деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха.
Воспитательные:
формировать прочную духовно-нравственную основу для последующего самовоспитания в течение всей жизни;
формировать положительную мотивацию участников военнопатриотического клуба к прохождению военной службы в Вооружённых силах
РФ, а также повышать авторитет и престиж военной службы в их представлении;
популяризировать среди подростков и молодежи здоровый образ жизни;
привить навыки работы в группе, формировать культуру общения;
воспитывать умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия внешних факторов;
формировать осознанное отношение к традиционным духовнонравственным ценностям и формирование на их основе жизненных принципов.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план для курсантов средней возрастной
категории (12-17 лет)
№
Название раздела,
темы
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности
2.
История малой родины
в истории большой
страны.
Количество часов
Всего Теория Практика
1,5
1,5
Формы аттестации /
контроля
1.Коллективная работа по
оформлению образа
школьного ВПК.
2.Тест.
3.Викторина
История малой родины
в истории большой
страны.
Моделирование образа
ВПК
10
3.
Первая помощь
5
3
4.
Чемпионат по первой
помощи
-
2
5.
Основы строевой
подготовки
1
5
6.
Огневая подготовка
1
5
7.
Индивидуальная
углубленная
подготовка курсантов
согласно УВС:
7.1 Подготовка
командиров
7.2 Подготовка
политруков
7.3 Подготовка
саперов
7.4 Подготовка
военкоров
7.5 Подготовка
медиков
11
1.Демо-зачет.
2.Участие команды в
муниципальном
чемпионате по первой
помощи
1.Рейтинг участия
команды в общекомандном
зачете.
2.Самооценка курсантов
1.Зачет по строевой
подготовке.
2.Рейтинг по итогам
самооценки курсантов
Зачет по огневой
подготовке
2. Рейтинг по итогам
самооценки курсантов
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
1.Решение практических
задач в моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций наставника
Результат каждого
участника
7.6 Подготовка
штурмовиков
7.7 Подготовка
операторов БПЛА
8.
9.
10.
11.
Тактическая игра на
местности
Физическая
подготовка
Отборочный,
муниципальный этап
военно-спортивной
игры «Зарница»
Торжественные,
памятные мероприятия
с участием курсантов
ВПК, волонтерская
работа
Зачет по физподготовке
Рейтинг команды, личный
рейтинг курсанта в
системе
Вовлеченность курсантов
Итого
Дополнительные материалы для организации занятий с курсантами
младшей возрастной категории (12 – 14 лет) Приложение 2.
Содержание учебного плана для организации занятий с курсантами
младшей возрастной категории (12-14 лет)
Раздел №1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях ВПК.
Вводные данные.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на
предстоящий учебный год. Знакомство с инфраструктурой, оборудованной для
занятий, с правилами клуба.
Раздел №2. История малой родины в истории большой страны.
Моделирование образа ВПК.
Теория. История школы, история села, поселка как часть истории страны.
Герои малой родины, история их жизни и боевой путь. ВПК как продолжатель
славных традиций героев малой родины и кузница будущих побед. История
Вооруженных Сил РФ. Обзор символов Российской государственности.
Практика.
12
1.Моделирование образа школьного ВПК. Каждый отряд выбирает род или
вид войск Вооруженных Сил Российской Федерации, готовит костюмы отряда с
элементами принадлежности к выбранной категории, выбирает песню для
исполнения
в
строю.
Песня
должна
соответствовать
уровню
психоэмоционального развития детей. Выбор названия отряда, выбор имени героя
(рекомендуется рассматривать кандидатуры героя-земляка), в честь которого
создан ВПК, разработка шеврона, флага. Оформление информационного уголка
отряда или кармана в общем школьном уголке или Боевого листка №1 о начале
работы ВПК. Обсуждение, принятие норм и правил отряда. Клятва \ обещание
курсанта.
Рекомендуемая форма занятия. Экскурсия в школьный музей или музей
воинской славы.
Раздел №3.Первая помощь
Теория. Обучающие курсы на платформе проекта «Первая помощь»
Движения Первых: видеокурс, «Азбука первой помощи», мастер-класс, изучение
алгоритма решения ситуационных задач, разбор критериев для самооценки.
Практика.
1. Решение ситуационных задач с демонстрацией практических навыков на
время (5 минут). Самооценка по заданным критериям.
Раздел №4. Чемпионат по первой помощи. Муниципальный этап.
Теория.«Азбука первой помощи», мастер-класс по первой помощи.
Практика.Демо – зачет на овладение навыками оказания первой помощи в
моделируемых ситуациях.
Раздел №5.Основы строевой подготовки
Теория. Основы строевой подготовки, основные нормативы.
Практика.
1.
Построение в одну шеренгу;
2.
Выполнение команды «Равняйсь!»;
3.
Выполнение команды «Смирно!»;
4.
Повороты направо, налево, кругом;
5.
Расчет на первый-второй;
6.
Перестроение в две шеренги;
7.
Перестроение в одну шеренгу;
8.
Выполнение команды «Сомкнись»;
9.
Движение строем с песней;
10. Выполнение команды в строю «Равнение направо/налево».
11. Самооценка по заданным критериям.
Раздел №6. Огневая подготовка
13
Теория. Виды стрелкового оружия. Устройство стрелкового оружия. Теория
огневой подготовки.
Практика.
1. Сборка – разборка
2. Стрельба по мишени
Раздел №7. Индивидуальная углубленная подготовка курсантов согласно
УВС
7.1 Подготовка командиров
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Командир отряда».Философия подготовки
командира фокусируется на том, что прежде, чем организовывать деятельность
подчиненных, настоящий командир должен уметь организовать себя.
Следовательно, подготовительная работа с командиром нацелена на то, чтобы
участник в итоге смог стать образцом дисциплины, исполнительности,
демонстрировал стремление к самообразованию и личностному росту, был
хорошим другом и примером для курсантов отряда.
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
7.2 Подготовка политруков
Теория. Основы кибер-безопасности, понятие «Кибер-атака», цифровая
безопасность инфраструктуры государственных объектов. Способы отражения
кибер-атак. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника с
условно-военной специальностью «Политрук».
Практика.
1.Решение практических задач в моделируемых учебных ситуациях.
2.Кибер-КВИЗ.
7.3 Подготовка саперов
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Сапер».
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях. Отработка навыка минирования и поиска мин.
7.4 Подготовка военкоров
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Военкор».
Практика.
1. Решение практических задач в моделируемых учебных ситуациях.
Отработка навыка написания постов о деятельности ВПК.
14
2. Регулярный выпуск Боевого листка.
7.5 Подготовка медиков
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Медик». Теория оказания помощи бойцу,
раненому на поел боя.
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
7.6 Подготовка штурмовиков
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Штурмовик».
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
7.7 Подготовка операторов БПЛА
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Оператор БПЛА».
Практика. Отработка навыков выполнения боевых задач с использованием
БПЛА:
1. Взлет и посадка
2. Зависание в воздухе
3. Полеты вперед-назад и влево-вправо
4. Полет по кругу
5. Преодоление препятствий
6. Полет по заданному маршруту на скорость
7. Поиск, наведение и аэрофотосъемка стационарного наземного объекта;
8. Поиск, аэроразведка и аэрофотосъемка рельефа местности;
9. Доставка груза с фиксацией его повреждения.
Раздел №8. «Тактическая игра на местности»
Теория. Тактическая игра на местности направлена на закрепление и
проверку навыков ориентирования, действий в составе отряда, спортивной
подготовки и тактического мышления, а также личных качеств участников
посредством погружения участников в ситуативные игровые задачи, связанные с
военным делом. В рамках тактической игры участники обладают полной
свободой действий по перемещению по территории проведения тактической
игры, а также выработке тактики действий.
Практика. Тактическая игра на местности согласно сценария. 3-4 часа.
Раздел №9. Физическая подготовка
Теория. Изучение правил безопасности и нормативов на занятиях
физической подготовкой.
15
Практика. Занятия физической подготовкой согласно возраста: бег,
отжимания, приседания, силовая тренировка. Норматив для курсанта средней
возрастной категории: 20 отжиманий, 20 подтягиваний ног к груди, 20
подниманий туловища, 20 выпрыгиваний из положения в упоре сидя.
Раздел №10. Отборочный, муниципальный этап военно – спортивной игры
«Зарница 2.0»
Раздел №11. Торжественные, памятные мероприятия с участием курсантов
ВПК, волонтерская работа.
Теория. Изучение методических рекомендаций по организации выноса
знамени, организации Поста№1, направлений работы волонтеров Победы и
волонтеров – медиков.
Практика.
1.Представление отряда на школьном событии.
2.Вынос знамени на школьных линейках.
3.Вынос знамени на торжественных праздниках вне школы.
4.Пост№1 у обелиска в памятные даты.
5.Проведение мастер-классов и обучающих уроков на основе изученных
материалов для обучающихся школы.
6.Проведение викторин, КВИЗов для одноклассников.
7.Участие в Классных встречах с героями СВО и ветеранами.
Учебный (тематический) план для курсантов старшей возрастной
категории (15-17 лет)
Название раздела,
темы
№
1.
Количество часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
Техника
безопасности
-
2.
История малой
родины в истории
большой страны.
Моделирование
образа ВПК
2
1
3.
Первая помощь
5
3
4.
Чемпионат по
-
2
16
Формы аттестации
/ контроля
Практическое задание
/ тест для проверки
полученных знаний
1.Коллективная работа
по оформлению
образа школьного
ВПК.
2.Тест.
3.Викторина
1.Демо-зачет.
2.Участие команды в
муниципальном
чемпионате по первой
помощи
1.Рейтинг участия
первой помощи
5.
Основы строевой
подготовки
1
5
6.
Огневая подготовка
1
5
7.
Индивидуальная
углубленная
подготовка
курсантов
согласно УВС:
7.1 Подготовка
командиров
7.2 Подготовка
политруков
7.3 Подготовка
саперов
7.4 Подготовка
17
команды в
общекомандном
зачете.
2. Самооценка
курсантов
1.Зачет по строевой
подготовке.
2.Рейтинг по итогам
самооценки курсантов
Зачет по огневой
подготовке
2. Рейтинг по итогам
самооценки курсантов
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
1.Решение
практических задач в
моделируемых
учебных ситуациях
2.Рейтинг курсанта на
основе самооценки и
рекомендаций
наставника
Результат каждого
участника
военкоров
7.5 Подготовка
медиков
7.6 Подготовка
штурмовиков
7.7 Подготовка
операторов БПЛА
Тактическая игра
на местности
Физическая
9.
подготовка
Отборочный,
муниципальный
10 этап военноспортивной игры
«Зарница 2.0»
Торжественные,
памятные
11.
мероприятия с
участием
8.
Зачет по
физподготовке
Рейтинг команды,
личный рейтинг
курсанта в системе
Вовлеченность
курсантов
18
курсантов ВПК,
волонтерская
работа
Итого
Дополнительные материалы для организации занятий с курсантами
младшей возрастной категории (15 – 17 лет) Приложение 3.
Содержание учебного плана для организации занятий с курсантами
младшей возрастной категории (15-17 лет)
Раздел №1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях ВПК.
Вводные данные.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цель и задачи на
предстоящий учебный год. Знакомство с инфраструктурой, оборудованной для
занятий, с правилами клуба.
Раздел №2. История малой родины в истории большой страны.
Моделирование образа ВПК.
Теория. История школы, история села, поселка как часть истории страны.
Герои малой родины, история их жизни и боевой путь. ВПК как продолжатель
славных традиций героев малой родины и кузница будущих побед. История
Вооруженных Сил РФ. Обзор символов Российской государственности.
Практика.
1.Моделирование образа школьного ВПК. Каждый отряд выбирает род или
вид войск Вооруженных Сил Российской Федерации, готовит костюмы отряда с
элементами принадлежности к выбранной категории, выбирает песню для
исполнения
в
строю.
Песня
должна
соответствовать
уровню
психоэмоционального развития детей. Выбор названия отряда, выбор имени героя
(рекомендуется рассматривать кандидатуру героя-земляка), в честь которого
создан ВПК, разработка шеврона, флага. Оформление информационного уголка
отряда или кармана в общем школьном уголке или Боевого листка №1 о начале
работы ВПК. Обсуждение, принятие норм и правил отряда. Клятва\обещание
курсанта.
2.Тест
Рекомендуемая форма занятия. Экскурсия в школьный музей или музей
воинской славы.
Раздел №3.Первая помощь
Теория. Обучающие курсы на платформе проекта «Первая помощь»
Движения Первых: «Азбука первой помощи», мастер-класс, изучение алгоритма
решения ситуационных задач, разбор критериев для самооценки.
Практика.
19
1. Решение ситуационных задач с демонстрацией практических навыков на
время (5 минут). Самооценка по заданным критериям.
Раздел №4. Чемпионат по первой помощи. Муниципальный этап.
Теория. «Азбука первой помощи», мастер-класс по первой помощи.
Практика. Демо – зачет на овладение навыками оказания первой помощи в
моделируемых ситуациях.
Раздел №5.Основы строевой подготовки
Теория. Основы строевой подготовки, основные нормативы.
Практика.
1.
Построение в одну шеренгу;
2.
Выполнение команды «Равняйсь!»;
3.
Выполнение команды «Смирно!»;
4.
Повороты направо, налево, кругом;
5.
Расчет на первый-второй;
6.
Перестроение в две шеренги;
7.
Перестроение в одну шеренгу;
8.
Выполнение команды «Сомкнись»;
9.
Движение строем с песней;
10. Выполнение команды в строю «Равнение направо/налево».
11. Самооценка по заданным критериям.
Раздел №6. Огневая подготовка
Теория. Виды стрелкового оружия. Устройство стрелкового оружия. Теория
огневой подготовки.
Практика.
1. Сборка – разборка
2. Стрельба по мишени
Раздел №7. Индивидуальная углубленная подготовка курсантов согласно
УВС
7.1 Подготовка командиров
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Командир отряда».Философия подготовки
командира фокусируетсяна том, что прежде, чем организовывать деятельность
подчиненных, настоящий командир должен уметь организовать себя.
Следовательно, подготовительная работа с командиром нацелена на то, чтобы
участник в итоге смог стать образцом дисциплины, исполнительности,
демонстрировал стремление к самообразованию и личностному росту, был
хорошим другом и примером для курсантов отряда.
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
20
7.2 Подготовка политруков
Теория. Основы кибер-безопасности, понятие кибер-атака, цифровая
безопасность инфраструктуры государственных объектов. Способы отражения
кибер-атак. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника с
условно-военной специальностью «Политрук».
Практика.
1.Решение практических задач в моделируемых учебных ситуациях.
2.Кибер-КВИЗ.
7.3 Подготовка саперов
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Сапер». Изучение типов и видов мин.
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях:
1. Отработка навыка минирования и поиска мин.
2. Проделывание прохода в минно-взрывных заграждениях из мин
осколочного действия.
3. Проделывание прохода в минно-взрывных заграждениях из мин
фугасного действия.
7.4 Подготовка военкоров
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Военкор».
Практика.
1.Решение практических задач в моделируемых учебных ситуациях.
Отработка навыка написания постов о деятельности ВПК.
2.Регулярный выпуск Боевого листка.
7.5 Подготовка медиков
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Медик». Теория оказания помощи бойцу,
раненому на поле боя.
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
7.6 Подготовка штурмовиков
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Штурмовик».
Практика. Решение практических задач в моделируемых учебных
ситуациях.
7.7 Подготовка операторов БПЛА
21
Теория. Изучение узких прикладных навыков, необходимых для участника
с условно-военной специальностью «Оператор БПЛА».
Практика. Отработка навыков выполнения боевых задач с использованием
БПЛА:
1. Взлет и посадка
2. Зависание в воздухе
3. Полеты вперед-назад и влево-вправо
4. Полет по кругу
5. Преодоление препятствий
6. Полет по заданному маршруту на скорость
7. Поиск, наведение и аэрофотосъемка стационарного наземного объекта;
8. Поиск, аэроразведка и аэрофотосъемка рельефа местности;
9. Доставка груза с фиксацией его повреждения.
Раздел №8. «Тактическая игра на местности»
Теория. Тактическая игра на местности направлена на закрепление и
проверку навыков ориентирования, действий в составе отряда, спортивной
подготовки и тактического мышления, а также личных качеств участников
посредством погружения участников в ситуативные игровые задачи, связанные с
военным делом. В рамках тактической игры участники обладают полной
свободой действий по перемещению по территории проведения тактической
игры, а также выработке тактики действий.
Практика. Тактическая игра на местности согласно сценария. 3-4 часа.
Раздел №9. Физическая подготовка
Теория. Изучение правил безопасности и нормативов на занятиях
физической подготовкой.
Практика. Занятия физической подготовкой согласно возраста: бег,
отжимания, приседания, выпрыгивания, подтягивания ног к груди. Норматив для
курсанта старшей возрастной категории: 30 отжиманий, 30 подтягиваний ног к
груди, 30 подниманий туловища, 30 выпрыгиваний из положения в упоре сидя.
Раздел №10. Отборочный, муниципальный этап военно-спортивной игры
«Зарница 2.0».
Раздел №10. Торжественные, памятные мероприятия с участием курсантов
ВПК, волонтерская работа.
Теория. Изучение методических рекомендаций по организации выноса
знамени, организации Поста№1, направлений работы волонтеров Победы и
волонтеров – медиков.
Практика.
22
1.Представление отряда на школьном событии.
2.Вынос знамени на школьных линейках.
3.Вынос знамени на торжественных праздниках вне школы.
4.Пост№1 у обелиска в памятные даты.
5.Проведение мастер-классов и обучающих уроков на основе изученных
материалов для обучающихся школы.
6.Проведение викторин, КВИЗов для одноклассников.
7.Участие в Классных встречах с героями СВО и ветеранами.
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы, обучающие будут знать:
- основы строевой подготовки, основы начальной военной подготовки;
-теорию и практические приемы поведения в чрезвычайных ситуациях;
-доступные приемы самопомощи и первой помощи пострадавшим;
-историю своей малой родины, героев малой родины, их боевой путь;
- историю Вооруженных Сил РФ;
Обучающие будут уметь:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель;
- собирать и разбирать учебное стрелковое оружие, уметь им пользоваться;
-оказывать первую помощь себе и другим в разных чрезвычайных
ситуациях;
-штурмовать объект в моделируемой учебной ситуации;
-маскировать, искать и обезвреживать опасные предметы в моделируемой
учебной ситуации;
-управлять БПЛА;
-выносить государственный флаг в составе знаменной группы;
- держать пост№1;
- решать тактические и стратегическое военные задачи в моделируемой
учебной ситуации.
У обучающих будут развиты:
- навыки самоанализа, дисциплины;
- потребность в системных занятиях, в том числе спортом;
- навык самоорганизации и самовоспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни;
- чувство гордости за героев своей малой родины и чувство сопричастности
к команде ВПК;
- навык командной работы;
23
5. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
5.1. Календарный учебный график
Год
обучения
по
программ
е
первый
Учебный год
Кол-во Выходные дни Кол-во Режим
учебны занятий
начало окончани учебны
х
х часов
е
недель
01.09.202 31.05.2026
5
36
Праздничные и
выходные дни
согласно
производствен-
ному календарю
5.2. Условия реализации
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебном кабинете, школьном музее, спортивном зале,
школьном стадионе, на площадках партнеров, в учебном кабинете центров образования Точка Роста.
Для эффективной реализации программы «Школьный военнопатриотический клуб» необходимо иметь следующий набор оборудования:
-планшет-андроид с GPS не менее 1 на отряд;
-монокуляр с сеткой не менее 1 на отряд;
- карта СНОВ;
- линейка офицерская;
- радиостанция Ваоfing по не менее 5 на отряд;
- цифровое устройство с выходом в сеть Интернет (телефон, планшет, ноутбук) не менее 1 на отряд;
- групповая аптечка первой помощи;
- стропа эвакуационная 1 на отряд;
- макет автомата Калашникова, комплект лазертаг или ММГ АК не менее 3
на отряд;
- ремень для АК не менее 3 на отряд;
- макет ММГ АК74М – не менее 2 на отряд;
- дымовая шашка не менее 4 на отряд;
- имитационная граната не менее 4 на отряд;
- брус 10х10х150 для тренировки штурмовиков не менее 2 на отряд;
- брус 5х5х150 для тренировки штурмовиков не менее 2 на отряд;
24
- фанера деревянная 1,5х1,5 не менее 1 на отряд;
- уголки металлические
- шуруповерт
- саморезы в упаковке 200 шт. не менее 2 уп.
- шлем тактический не менее 2 шт. на отряд
- плитник без плит\разгрузка тактическая не менее 2 на отряд;
- квадрокоптер не менее 1 на отряд;
- оградительная сеть не менее 1 на отряд;
- очки skyzone 020 или аналог не менее 1 на отряд;
- пульт управления Radiomaster или аналог, подходящий под тип квадрокоптера по количеству квадрокоптеров;
- аккумуляторы для квадрокоптеров, подходящие под тип квадрокоптера;
- аккумуляторы для очков, подходящие под тип квадрокоптера;
- аккумуляторы для пультов;
- зарядные устройства для квадрокоптеров;
- трасса полетная не менее 5 препятствий;
- деревянные колья, заточенные с одной конца, длиной 150 см. для тренировки саперов не менее 4;
- деревянные колья, заточенные с одного конца, длиной 40 см.для тренировки саперов не менее 4;
- шнур рыболовный или леска длиной не менее 30 метров;
- кошка саперная весом не более 600 грамм со статическим шнуром длиной
не более 30 метров не 1 на отряд;
- щуп саперный не менее 1 на отряд;
- макеты противопехотных мин 10 шт.;
- минные указки (флажки саперные, красные) 10 шт.;
- указки минного прохода (возможно использование желтых садовых флажков) 10 штук в упаковке;
- лопата МПЛ-50 не менее 1 на отряд;
- кувалда или молоток не менее 1 на отряд;
- учебно-имитационная граната (Ф-1) не менее 3 на отряд;
- секундомер не менее 10 на отряд;
- шина автомобиля УРАЛ, диаметр 1260 1 шт.;
- шина легкового автомобиля не менее 10-15 шт.;
- ящик весом 15 кг. или имитация ящика с боеприпасами 1 шт.;
- шнур не менее 30 м;
- стойки для крепления шнура, высота 50 см. не менее 4 шт.;
- гимнастический мат/туристический коврик не менее 4 шт.;
- скакалка 3м. не менее 3 шт.;
25
- символика отряда или образовательной организации (шевроны, галстуки,
значки, флаг отряда);
- аптечка первой помощи;
- магазин к ММГ АК-74М;
- учебные патроны 5,45х39 не менее 100;
- пневматическая винтовка семейства MP-512 не менее 2;
- пули для пневматики "Квинтор" остроконечные 300 шт.в упаковке;
- мишень биатлонного типа;
- мишень для пристрелки не менее 12 шт.;
- противогаз с подсумком (ПМК-2/ПМК-3/ПМК-4) на каждого курсанта;
- защитный костюм в переносной сумке или чехлах (общевойсковой защитный костюм (ОЗК) или легкий защитный костюм Л-1) на каждого курсанта;
- брезентовый тент/брезентовая плащ-палатка 1 шт.;
- туристическая веревка (статическая) 25-30 метров, диаметр 6 мм;
- компас магнитный на каждого курсанта;
- палки длиной 40-50 см. не менее 12 шт.;
- МПЛ-50 5 шт.;
- повязки из ткани на рукав не менее чем двух разных цветов;
- бинты 5х10, бинты 7х14;
- жгут Альфа/Эсмарха/турникет;
- лестничные шины Крамера;
- раствор бриллиантовый зелёный (Зелёнка)/настойка йода 5%;
- ножницы;
- грелка;
- пинцет;
- часто используемые лекарственные средства: уголь активированный,
настойка Валерианы, цитрамон, нашатырный спирт, валидол, сода, бикарбонат,
уксус 3%, вазелин;
- свисток;
- волейбольный мяч;
- форма курсантов (обмундирование, берцы, тренировочные футболки, рюкзаки, головные уборы, перчатки, погоны, аксельбанты);
- парадная форма знаменной группы не менее 3 комплектов.
Кадровое обеспечение
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе рекомендуется к
трудоустройству педагог дополнительного образования с высшим образованием и
квалификационной категорией. Для организации занятий могут привлекаться
26
военнослужащие в запасе, участники СВО, военнослужащие срочной службы,
волонтёры-медики, партнеры заинтересованных организаций.
6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ / КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
6.Оценочные материалы
Планируемые
результаты
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
1.Развита
в
достаточной степени
познавательная
активность,
внутренняя
мотивация
к
освоению материала
2.Развита
самодисциплина;
3.Развиты
рефлексивные
навыки, стремление
к личностному росту
4.Сформировано
уважение к малой
родине,
чувство
гордости
за
ее
прошлое
и
ответственности за
ее будущее
1.Развито
умение
планировать
свою
деятельность,
контролировать
и
оценивать
свои
действия;
2.Развита
способность
принимать
и
Критерии
оценивания
Наблюдается:
самостоятельность
принятии решений в
части
изучения
материала,
самостоятельной
работы на занятиях
и
вне
их;адекватность
восприятия
информации,
поступающей
от
педагога;
-способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки
в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности;
сознанное участие
обучающегося
восвоении
программы.
Сформированы
в
достаточной
степени:
способность
оценивать
себя
адекватно реальным
достижениям
с
учетом
степени
самостоятельности,
27
Виды
контроля /
промежуточ
ной
аттестации
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
1.Наблюдение
педагога;
2.Самооценка
курсанта;
3.Конкурсная,
соревновательн
ая активность
курсанта и ее
результаты;
1.Критериальные
1.Наблюдение
педагога;
2.Самооценка
курсанта;
3.Конкурсная,
соревновательная
активность
курсанта и ее
результаты;
1.
таблицы
самооценки
для
2.Тесты
3.Викторины,
КВИЗы
Критериальные
таблицы
для
самооценки
2.Тесты
3.Викторины,
КВИЗы
сохранять учебную
цель, способность к
самодисциплине;
3.Сформировано
умение
коммуницировать в
разных
условиях,
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками
Предметные
результаты
1.Получены знания
об истории России и
малой родины, Вооруженных Сил РФ;
2. Закреплен опыт
применения знаний в
конкретной деятельности;
3.Созданы условия
для развития обучающихся в военной,
спортивной,
медицинской сферах
участия в
группы;
работе
-
умение
самостоятельно
определять цели и
составлять планы,
атакже
анализировать
результаты и делать
выводы по итогам
своей работы.
Обучающийся
демонстрирует:
- навыки строевой,
огневой,
тактической,
медицинской
подготовки;
- навыки участия в
торжественных
и
памятных
мероприятиях;
готовность
демонстрировать
свои
знания
и
умения
в
соревнованиях
и
конкурсах за честь
отряда и школы.
1.Наблюдение
педагога;
2.Самооценка
курсанта;
3.Конкурсная,
соревновательная
активность
курсанта и ее
1. Критериальные
таблицы для
самооценки
2.Тесты
3.Викторины,
КВИЗы
результаты;
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова,
М. А. Давыдова. Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. 224 с.
2.
Артеменко А. «Я – гражданин России»: классный час для учащихся 5
классов/ А. Артеменко, Н. Шумилова // Воспитание школьников. 2007. № 10. С.
16 – 17.
3. Методические рекомендации по организации военно-спортивной игры
«Зарница 2.0» Движение Первых.
28