Дополнительная общеразвивающая программа Шахматы 1

Управление образования
Администрации МО «Каменский городской округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.

Утверждено
Приказ № 48 от 30.08.2024 г.
Подписано: Калинина Наталья Михайловна
DN: cn=Калинина Наталья Михайловна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЫБНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА",
email=kgo6212@yandex.ru
Дата: 2024.09.24 10:01:17 +05'00'

Калинина
Наталья
Михайловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7 -11 лет

Разработчик:
Рева Андрей Викторович,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское,
2024 год

Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.

Планируемые результаты

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.

Календарный учебный график 2024/2025 учебный год

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2.4.

Список литературы для обучающихся

2.5.

Список литературы для педагогов

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Шахматы – старинная, мудрая и прекрасная игра. Историю ее
возникновения относят к 5-7вв.; родиной шахмат принято считать Индию.
Именно там возникла игра, которой на шахматной доске вели сражение войска
– деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все
более и более распространялась. Во 2 веке шахматы проникли в Европу; в том
виде, в котором играют сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет.
Шахматы – огромный, познавательный, интересный, особый мир. Для
человека стороннего он вполне может показаться головоломкой – попробуй
сосчитать в партии всевозможные варианты развития событий. Кто - то другой
заведет речь о шахматных баталиях – ведь, действительно, сколько терминов,
схожих в военных: фланг, позиция, жертва, наступление…Но все обязательно
сойдутся в одном: шахматы – игра на редкость умная. Часто спрашивают, что
такое шахматы – спорт, искусство или наука? Однозначного ответа на эти
вопросы не существует. В зависимости от обстоятельств в них превалирует
спортивное начало, то творческое, то научное. А чаще всего они образуют
равноправный тройственный союз. Не всегда легко решить, к какому именно
разделу отнести тот или иной сюжет, партию, эпизод борьбы. В спортивном
отношении – это чемпионаты мира. Что касается шахматного искусства, то

оно за эти годы пополнилось множеством прекрасных образцов,
замечательных партий, сыгранных в матчах и за корону, и в других
гроссмейстерских сражениях.
Шахматы – бесконечное море вариантов. В этом бурном море, чтобы
выплыть к желанному берегу, необходим надежный компас. Им является
умение правильно оценить позицию и расстановку на шахматной доске.
Направленность программы. Данная программа имеет физкультурноспортивную направленность
Актуальность программы заключается в том, что
- при серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается
рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный
вид спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры;
- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа
шахматных позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с
которыми они сталкиваются в жизни.
- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников,
- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного
типа;
- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей.
Особенно любимы шахматы у нас в стране – самой мощной шахматной
державе, в которой живут чемпион мира и пять экс-чемпионов, а также многие
выдающиеся гроссмейстеры, творчество которых обогатило шахматы
прекрасными произведениями.
Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих
важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается
логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память,
совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы
способствуют организации мышления, способности к выбору решения.
Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение –
делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует
формированию воли, решимости, и эмоциональной деятельности, поэтому
реализация данной программы соответствует потребностям времени.
Эффективность и педагогическая целесообразность заключается в
том, что в реализуемой программе «Шахматы» осуществляется связь с общим
образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении
обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию
личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же
настойчивости в достижении цели и самостоятельной работы.

Новизна программы.
Новизна представлена в углубленном изучении отдельных тем.
Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости
каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе
предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами
оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что
ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Отличительные особенности программы.
Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей
образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры,
развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала
обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом обучающихся: мобильностью и глубиной мышления, наличием
творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей,
уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.
В программе почти половина учебного времени отводится тактике. Это не
случайно. Очень важно овладеть тактическим оружием, чтобы уметь находить
скрытые возможности, понимать замысел противника, изобретательно,
творчески играть. Многие выдающиеся шахматисты были в начале своего
спортивного пути тактиками и лишь потом успешно овладевали тонкостями
позиционной игры. Подобранные в программе примеры вполне посильны для
начинающих шахматистов. А сложные комбинации включаются в тематику
соревнований. Кроме того, отличительные особенности программы
«Шахматы» от других уже существующих заключается в том, программа
вариативна, может корректироваться в ходе деятельности самого
обучающегося. Юный шахматист с помощью педагога может выступать в
роли организатора своего образования: формирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы с учётом своих индивидуальных качеств
Адресат общеразвивающей программы:
Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-11 лет (2 - 5 класс),
в школе формируется две группы по принципу запроса родителей и подростков.
Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание
согласия на обработку персональных данных с родителями (законными
представителями).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 74 часа.
Срок освоение – 1 год (37 недель).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Формы обучения:

Основными формами организации образовательного процесса являются
групповые занятия.
Также предусматриваются такие формы, как:
- дидактические игры;
- беседа;
- задания;
- соревнования.
- самостоятельные тренировки
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как
целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование универсальных учебных действий по предмету.
2. Овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры.
3. Формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и
практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи
коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики.
4. Подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях.
5. Выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего
совершенствования спортивного мастерства.
6. Использование новейших электронных и компьютерных технологий для
изучения и получения учащимися шахматного опыта.
Развивающие:
1.Развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания,
пространственного
мышления,
индивидуальности,
самообладания,
самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных
этюдов и комбинаций.
2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
3. Развитие личностного потенциала.
4. Развитие коммуникативных навыков и качеств личности.
5. Формирование навыков здорового образа жизни.
6. Развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.
Воспитательные:
1. Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике
полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях,
грамотно вести шахматную борьбу за доской.
2. Воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной
работе и творчеству.

3. Формирование высоконравственного, творческого и компетентного
гражданина России.
4. Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека.
5. Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в
различных шахматных турнирах, соревнованиях города и области.
6. Пропаганда шахматного спорта.
7.
Формирование
навыка
дисциплины,
чувства
коллективизма,
ответственности.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
№ п/п
1.

Наименование
разделов /тем
Вводное занятие

Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
6
8

2.

История развития
шахмат

4

-

4

3.

Основы дебюта

4

12

16

4.

Основы
миттельшпиля

4

12

16

5.

Основы эндшпиля

4

12

16

6.

Турниры

2

12

14

Всего

20

54

74

Формы аттестации/контроля
Беседа
Выполнение игровых заданий
Решение задач
Опрос
Опрос
Тестирование по истории
шахмат
Педагогическое наблюдение
Решение задач
Тренировочные игры
Решение задач
Шахматные турниры внутри
объединения
Практические задания
Разбор классических партий
Тренировочные игры
Решение задач
Практические задания
Опрос
Шахматные турниры
Разбор партий
Результативность игр

Календарно-тематический план
№
п/п

1
2
3
4

Тема

Поля. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Ценность шахматных фигур.
Матование одинокого короля.

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой
материала.
Шахматная нотация. Обозначение полей.
Обозначение фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация.
Игровая практика с записью шахматной партии.
История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном
мире.
История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном
мире.
Появление и распространение шахмат в России.
Появление и распространение шахмат в России.
Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте.
Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте.
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.
Гамбиты.
Гамбиты.
Борьба за центр.
Борьба за центр.
Связка в дебюте
Связка в дебюте.
Связка в дебюте
Связка в дебюте
Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы.
Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле.
Двойной удар.
Открытое нападение
Открытый шах.
Открытый шах.
Двойной шах.
Матовые комбинации на мат в 3 хода
Матовые комбинации на мат в 3 хода
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации для достижения ничьей.
Элементарные окончания.

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Элементарные окончания.
Ферзь против слона, коня, ладьи
Ферзь против слона, коня, ладьи
Ладья против ладьи слона, коня
Ладья против ладьи слона, коня
Матование двумя слонами
Матование двумя слонами
Пешка против короля.
Пешка против короля.
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. и при помощи своего короля.
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. и при помощи своего короля.
Правило “квадрата”.
Правило “квадрата”
Удивительные ничейные положения
Удивительные ничейные положения
Правила проведения турниров
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Проведение турниров различных возрастных категорий и разных уровней подготовки
Итоговое занятие

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1
Вводное занятие.
Теория Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное
положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Ценность шахматных фигур.
Практика.
Пример матования одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала.
Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью
шахматной партии.
Тема 2
История развития шахмат.

Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в
западном и восточном мире. Появление и распространение шахмат в России.
Тема 3
Основы дебюта.
Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.
Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.
Практика “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”,
“Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?”
и др. Игровая практика.
Тема 4
Основы миттельшпиля.
Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3
хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы
завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия,
освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”,
перекрытия и др.
Практика. Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш материала”,
“Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др. Теоретические занятия: Комбинации для
достижения ничьей.
Тема 5
Основы эндшпиля.
Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые
случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья
против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона
(простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые
случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля.
Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.
Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш
фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика Оппозиция.
Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.
Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля,
слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие
рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
“Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда
отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом
отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой
надо добиться ничьей.

Тема 6
Турниры
Практика Диагностические турниры между воспитанниками. Анализ
результатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических задач
на устранение ошибок. Итоговые занятия.
1.4. Планируемые результаты
В результате прохождения курса, обучающиеся овладеют следующими
универсальными учебными действиями:
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
В сере регулятивных универсальных учебных действий будут являться
умения:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность;
-средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности на занятии.
В сере познавательных универсальных учебных действий будут являться
умения:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.

В сере коммуникативных универсальных учебных действий будут являться
умения:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной
игре;
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: - ориентироваться на шахматной доске
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доске между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат
в один ход.
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и
ладьей из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- разбираться в шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- разбираться в шахматных фигурах: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
правила хода и взятия каждой фигуры;
- применять выигрышные стратегии матования одинокого короля;
- реализовывать основные идеи комбинаций различных типов;
- различать понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- находить слабые и сильные поля, силу и слабость изолированных пешек в
центре, централизацию блокады.

РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2024/2025 учебный год
Количество учебных недель: 37 недель
I полугодие - 17 недель (02.09.2024 г. - 31.12.2024 г.)
II полугодие - 20 недель (09.01.2025 г. – 31.05.2025 г.)
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в
кабинете, отвечающем требованиям техники безопасности и оформленном
необходимым наглядным материалом.
№
1
2
3
4

Наименование оборудования
Кабинет
Столы для игры в шахматы
Шахматные доски с набором шахматных фигур
Шахматные часы

Количество
1
6
6
6

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Занятия включают теоретическую и практическую части.
Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме:
- лекций;
- бесед;
- анализа сыгранных партий;
- разбора партий известных шахматистов.
Практические занятия могут быть организованы в виде:
- сеансов одновременной игры с педагогом;
- решения практических заданий;
- шахматных турниров.
При проведении занятий используется: учебная и научная литература,
таблицы по шахматам, схемы, плакаты, настольные игры, карточки,
дидактический и контрольно-диагностический материал.
Кадровое обеспечение
Занятия ведет педагог дополнительного образования, имеющий высшее
образование, стажа не имеет.
Методические материалы
Интернет-ресурсы
Обучение шахматам онлайн http://chessdeti.ru/articles/obuchenieshahmatam/urok-29-otvlechenie-i-zavlechenie.html

Шахматная академия https://chess-academy.ru/
Шахматно-шашечный клуб, обучение http://fenix64.com/
Шахматы онлайн, решение задач https://chess-samara.ru/library/problems.html,
https://chessmatenok.ru/
Тестирование, шахматные задачи: https://chessok.net/zadachi/
Игры, блиц-турниры; http://chessproblem.ru/
Выполнение заданий соревновательного характера https://chessfield.ru/chesspuzzles (игры на время, сеанс одновременной игры);
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В основу изучения программы «Шахматы» положены ценностные
ориентиры, достижение которых определяются определёнными результатами.
Для отслеживания результатов предусматривается педагогический контроль,
который направлен на определение уровня усвоения программного материала,
степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний,
умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач.
Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении
всего процесса обучения.
Контроль
эффективности
осуществляется
при
выполнении
диагностических заданий и упражнений с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
- Самооценка и самоконтроль: определение обучающимися границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
- содержательный контроль и оценка результатов обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Динамика развития обучающихся фиксируется педагогом:
- внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания,
развития контроля, самооценки;
- внешняя система оценка на основе результативности участия в
соревнованиях, викторинах.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность
обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение
обучающихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность детей обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.
Методы диагностики результатов.
- Разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может
показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником,
так как демонстрирует общий уровень понимания игры).
- Зачёты по эндшпильной технике.
- Соревнования по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным
позициям.
- Конкурс "Угадай ход"
- Викторина по истории шахмат
- Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с
другими обучающимися.
2.4. Список литературы для обучающихся
1. Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Физкультуpа и споpт,1960.
2. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа. -М.: Физкультуpа и
споpт, 1976.
3. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. -Казань, Учебное
издание. 1994.
4. Авеpбах, Бейлин Путешествие в шахматное коpолевство. -М.: Физкультуpа
и споpт, 1978.
5. Авеpбах Шахматные окончания I-V том.-М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84.
6. Блох В. Комбинационное искусство. - М.: Изд. "Инженеp", 1993.
7. Бондаренко Ф. Этюд в пешечном окончании.
8. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
9. Гуфельд Э., Калиниченко Н. Дебютный путеводитель. -Челябинск, 1991.
10. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. -Минск: Полымя, 1994.
11. Журавлев Н. Шаг за шагом.-М.: Физкультуpа и споpт, 1986.
12. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. -Киев,1986.
13. Карпов А.Е., Гик Е.Я. Неисчерпаемые шахматы.-М.: Изд. Московского
Унивеpситета, 1989.
14. Hимцович. Моя система. - М.: Физкультуpа и споpт, 1974.
15. Hимцович. Моя система на пpактике. - М.: Физкультуpа и споpт, 1979.
16. Панов В.П. Основы дебюта. -М.: Физкультуpа и споpт, 1971.
17. Панов В.П. Эстpин. Куpс дебютов. - М.: Физкультуpа и споpт, 1980.

2.5. Список литературы для педагога
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа.-М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2. Авеpбах Ю. Эндшпиль. I-V тома.-М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84.
3. Спутник шахматиста: справочник /Под ред. В.П.Елесина, В.М.Волкова.
4. Голенищев В. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда. -М.:
Изд. "Советская Pоссия", 1979.
5. Жуpавлев H. Шаг за шагом.-М.: Физкультуpа и споpт, 1986.
6. Кpогиус H.В. Психологическая подготовка шахматиста.-M., Физкультуpа и
споpт, 1975.
7. Костьев А.Н. Уроки шахмат. -М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. -М.: Физкультуpа и споpт, 1980.
9. Рохлин Я. Шахматы. Программа занятий. -М.:"Московская пpавда", 1961.
10. Шахматы, наука, опыт, мастеpство /Под pед. Б.А. Злотника. -М.: Высшая
школа, 1990.
11. Шахматы. Энциклопедический словаpь. -М.: Советская энциклопедия,
1990.
Приложение №1
Шахматный словарь
А
Ассоциация
гроссмейстеров
— добровольный союз
сильнейших
гроссмейстеров мира.
Активные шахматы — или «быстрые шахматы», когда времени на партию
отводится по 30 мин на каждого игрока. По ним проводятся соревнования
всевозможного масштаба, вплоть до первенства мира.
Арбитр — шахматный судья всесоюзного или международного масштаба
(крупных шахматных соревнований).
Анализ — подробный разбор своей или сыгранной другими шахматистами
партии (по газетам, журналам, книгам), где отмечаются плохие и удачные
ходы: свои и соперника, обеих сторон, объясняются причины, почему они
сделаны, намечаются пути устранения допущенных ошибок.
Атака — наступление одной из сторон или на одном фланге, или по всему
фронту, на обоих флангах одновременно, на королевском и на ферзевом, чаще
всего большими силами.
Б
Белые — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.
Болельщик — любитель шахмат, непосредственно не участвующий в данный
момент в игре, турнире, матче, сеансе и других соревнованиях
Битое поле — поле или поля, которые контролируются пешкой или любой
фигурой.
В

Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по
направлению от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «Ь», «с»
и т. д.).
Вилка — одновременное нападение пешки или коня на две пешки или
фигуры, а конем одновременно на четыре пешки или фигуры противника
(большая «четырехзубчатая вилка»). Король может тоже сделать вилку, напав
одновременно на две ладьи или два коня.
Вариант — одно из многочисленных ответвлений в партии.
Взятие — уничтожение пешки или фигуры. Вместо уничтоженной (сбитой) на
то же поле ставится фигура или пешка другого цвета.
Выступка — право выступки. Первый ход шахматной партии всегда
принадлежит белым фигурам (войскам).
Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального
места идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та
имеет право побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.
Г
Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или
справа налево). Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски:
слева от игрока (от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).
Гроссмейстер — самое высокое спортивное звание в шахматной игре.
Д
Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии. Состоит из 64 чернобелых полей всевозможных размеров.
Дебют — самая первая, начальная стадия шахматной партии. Включает в себя
примерно 10—15 ходов.
Диагонали — линии доски, идущие наискосок. В отличие от прямых
вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые
и черные диагонали). Разной длины (от двух до восьми полей).
Диаграмма — плоскостное изображение фигур, шахматных позиций, задач и
этюдов в печати (газетах, журналах, книгах).
Двухходовка — шахматная задача, где мат черным дается в 2 (через 2) хода.
Самая простая по составлению и решению, наиболее популярная и широко
распространенная в шахматной композиции.
Дальнобойные фигуры — фигуры, которые контролируют поля по всем
линиям доски (по вертикали, горизонтали, диагонали). Это ферзь, ладья и
слон.
Они
могут
как
побить,
так
и
защитить свои фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии
(до 7-го поля).
Ж
Жертва — если один из игроков сознательно, специально (а иногда в силу
вынужденных обстоятельств) отдает пешку или фигуру или меняет более
ценную фигуру на менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня,
слона на пешку, то такую шахматную операцию называют «он пожертвовал».
Причины жертв могут быть обоснованными, заранее рассчитанными на

несколько ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе,
мату, а необоснованные, ошибочные, непродуманные — к материальным
потерям, к поражению.
Жребий — разыгрывание перед турниром, кто каким цветом играет. В
матчевых встречах, у кого какой порядковый номер.
3
Защита — умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться,
делая хорошие защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие пешки и
фигуры противника.
Задача — искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в
заранее обусловленное число ходов.
Заблокированная пешка — если на поле перед ней стоит фигура или пешка
противника (или своя пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая
пешка считается слабой: выключена из игры.
Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка
или любая другая фигура.
Зевок — просмотр отличного хода, красивой выигрышной комбинации,
потеря фигуры и т.
И
Индия — родина шахмат (V в.). Игра — шахматный поединок, шахматная
партия.
Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней вертикалях нет своих
пешек.
К
Комбинация — серия последовательных ходов, совершаемых с целью
улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала, постановки
мата. Непременный атрибут шахматной комбинации — жертва пешки, фигуры
(или нескольких).
Композиция — заранее созданная искусственная шахматная позиция: задача
или этюд.
Конкурс — соревнование составителей или решателей задач и этюдов за
заранее отведенное время (или кто потратит меньше времени).
Кандидат в мастера — шахматный разряд после I, непосредственно перед
мастером спорта
Каисса — греческая богиня, покровительница шахмат.
Качество — приобретение или потеря шахматного материала. Потерять
качество — это отдать ладью за слона, выиграть качество — взять ладью за
коня.
Л
Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.
Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на
шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная,
горизонтальная и диагональная.

Ловушка — своеобразный ход с заранее подготовленной приманкой,
замаскированной западней. Например, пешка или фигура (вплоть до ферзя),
временно пожертвованные за приобретение большего материала или за
постановку мата противнику (например, «мат Легаля»).
Лидерство — ведущее положение игрока в турнире: «идет во главе турнирной
таблицы», «возглавляет турнирную таблицу».
М
Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после
шаха королю). Означает конец игры.
Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.
Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный
мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается
при выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях
шахматистов.
Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого
шахматного материала: фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако
материальное преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его
обладателю. Но нередко является прекрасной надежной предпосылкой для
одержания победы в партии.
Мельница — разновидность открытого шаха, когда одна из защищающихся
сторон несет огромный материальный урон от применения мельницы или
получает мат.
Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта.
Переводится с немецкого языка как середина игры. Именно в этой стадии
начинаются активные боевые действия с обеих сторон. Мобилизация сил к
этому времени завершена.
Манёвр — серия ходов одного из игроков (или обоих вместе) для достижения
определенной цели: создания атаки, выигрыша фигуры, отпугивания ее от
своих позиций
Н
Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении
(до начала игры) до первого хода белых.
Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа,
остается по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах,
патовое положение на доске одному из королей и т. д.
Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом
можно было бы взять неприятельскую фигуру или пешку.
Нотация — система записи ходов в шахматной партии.
О
Открытая линия — вертикали шахматной доски, свободные как от своих
пешек и фигур, так и противника.
Очки — по их количеству определяется занятое место в шахматном турнире
тем или иным игроком (или командой). За проигрыш начисляется обычно 0
очков, за ничью — 1/2 очка, за победу — 1 очко.

Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или
несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с
пешкой. Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому
королю) в некоторых случаях добиться ничьей.
Ошибка — любой просчет в игре.
Оборона — когда одна сторона атакует, а вторая ведет оборону, т. е.
защищается.
П
Партия — шахматное сражение между двумя соперниками, или группой и
одним игроком (в сеансе одновременной игры), или несколькими игроками
между собой (тренировочный матч).
Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.
Перевес — умение кратчайшим путем выводить фигуры и пешки на наиболее
выгодные ключевые поля. Говорят: «У него перевес в развитии фигур», что
соответствует определенному преимуществу.
Позиция — размещение фигур и пешек на шахматной доске. Бывает плохая
позиция, когда фигуры плохо развиты, и хорошая (активная) позиция.
Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске, по 32 белых и столько же
черных поля. Каждое поле имеет свое, присущее ему обозначение: al, е5, с8 и
т. п.
Поле превращения — по восемь полей двух последних горизонтальных линий,
которых достигла черная или белая пешка. Затем она снимается с доски и
больше в этой партии не участвует, а вместо нее ставится любая фигура,
кроме короля. Чаще всего ставят ферзя, как наиболее сильную фигуру, но
иногда выгоднее поставить и коня, если с его помощью достигается быстрый
выигрыш или сразу ставится мат.
Правила — свод, совокупность шахматных законов, положений, на основе
которых идет сражение на шахматной доске. Их соблюдение и выполнение
обязательно для каждого шахматиста.
Р
Рокировка — одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к
какой-нибудь ладье на два поля, а ладья переставляется через короля по
другую его сторону. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля
в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать
можно при соблюдении определенных условий.
Развитие — постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и
границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существуют
понятия «фигуры плохо развиты», «фигуры хорошо развиты».
Разряд — шахматная квалификация на данное время. Выполняется или
подтверждается при игре в шахматном турнире. Самый низший IV разряд,
приравнивается к I юношескому в других видах спорта, затем идет III, II и I
взрослый и т. д. Нужно выполнить норму в турнире, т. е. набрать заранее
определенное количество очков.

Размен — обмен фигурами или пешками. Бывает выгодный размен, например
поменять одну или две пешки на слона или коня, и невыгодный — отдать
ладью за слона и пешку и
Разбор партии — анализ ошибок, упущенных возможностей каждой из сторон
и т. д.
С
Сеанс одновременной игры — это когда один сеансер играет одновременно с
10, 20, 30 и более игроками.
Связка — такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигур, а часто
и сам король, лишены подвижности одной из фигур или пешек противника.
Сдаться — прекратить сопротивление ввиду его бесполезности. Дальнейшая
игра сулит большие материальные потери, или вскоре королю ожидается мат.
Судья — человек, наблюдающий за правилами игры, арбитр.
Т
Тактика — методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече.
«Тронул — ходи» — одно из правил в шахматах: взявшись за свою фигуру
или пешку, игрок обязан ею ходить. Если дотронулся до фигуры или пешки
противника, то должен ее взять (если это возможно). Если же надо поправить
свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупредить
противника или судью: «Поправляю».
Темп — скорость, быстрота, с которой разыгрывается партия. Выиграл темп
— значит, опередил противника в развитии, потерял темп — отстал в развитии
фигур и пешек.
Турнир — вид шахматных соревнований. Бывает квалификационный турнир:
на получение шахматного разряда; турнир на личное первенство на звание
сильнейшего; командный турнир и т. п.
Тренер — шахматист (секундант, помощник), помогающий другому или
нескольким готовиться к соревнованиям всевозможного ранги, всевозможных
форм, олимпиаде, матчу, турниру и т. д.
Таблица — документ, куда заносятся очки игроков, участвующих в том или
ином соревновании малого или большого масштаба.
Тихий ход — т. е. пока безвредный, промежуточный, как бы
подготовительный, без объявления шаха королю или без уничтожения пешки
или фигуры. Бывает очень «ядовитым».
Тяжелые фигуры — общепринятое название для ладей и ферзей.
У
Угроза — ходы (ход), сулящие неприятности противнику. Угроза, что будет
побита пешка или фигура, лишение противника рокировки и т. п.
Ф
ФИДЕ — Всемирная шахматная федерация, куда входят более 100 стран.
Девиз ФИДЕ: «Мы все — одна семья».
Фигура — все единицы шахматного войска: король, ферзь, ладья, слон, конь,
кроме пешки, не достигшей поля превращения.

финал — одна из фаз розыгрыша шахматного первенства, финалист — игрок,
попавший в
следующий более высокий цикл соревнований.
Фианкетирование — выведение слона любого цвета на самые большие
диагонали доски: поля Ь2 и Ь7, g2 и g7.
фланг — королевский: справа от белого короля и слева от черного короля — и
ферзевый: слева от ферзя у белых и справа от ферзя у черных.
X
Ход — любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с
соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди. Нельзя,
например, выполнить два хода подряд, пропустить свой ход, побить за один
раз (ход) сразу две фигуры или пешки противника, пойти пешкой назад и т. п.
Ц
Центр — поля, составляющие середину доски: четыре поля — малый центр,
двенадцать центральных полей доски — расширенный центр.
Цугцванг (нем.) — такое положение у игрока, когда ему, хочешь не хочешь,
приходится делать невыгодный для себя ход.
Цейтнот — острая нехватка времени у игрока. Просрочка времени (при игре с
шахматными часами) может привести к поражению, даже если обстановка на
доске сложилась в его пользу.
Ч
Черные — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.
Ш
Шах — угроза только одному королю (сейчас вслух не объявляется), когда
ему некуда ходить после шаха, нечем закрыться от него или уничтожить
атакующую фигуру или пешку.
Шахматная доска — 64-клеточный черно-белый квадрат любого размера, на
котором разыгрываются шахматные баталии.
Штурм — решительная шахматная атака.
Э
Этюд — искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон,
чаще всего белые, добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов,
необходимых для достижения цели, заранее не оговаривается.
Приложение №2
Тестовые диагностические задания по программе «Шахматы»
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия; В) Индия; Б) Китай; Г) Монголия.;
2. Сколько горизонталей на шахматной доске?
А) 16; В) 8; Б) 64 Г) 32.;

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?
А) Вертикали В) Диаграммы; Б) Горизонтали; Г) Диагонали.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь; В) Слон; Б) Пешка; Г) Ладья.
6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?
А) Король; В) Пешка; Б) Конь; Г) Ферзь.
7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля,
достигнув последней горизонтали:
А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка.
8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил,
рокировка: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.
9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только
пешки:
А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия.
10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую,
более ценную фигуру:
А) Рокировка; В) Связка; Б) Мат; Г) Стратегия.
11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не
находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры
и пешки также лишены ходов:
А) Мат; В) Пат; Б) Ничья; Г) Вечный шах.
12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику
или принудить его сдаться:
А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль Г) Начальное положение.
13. Одновременное нападение на две фигуры:
А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка; Г) Тарелка.
14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия
другой фигуры, под ударом которой оказывается король?
А) Двойной шах; В) Открытый шах; Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется
сильная фигура: А) Стратегия, В) Гамбит; Б) Дебют; Г) Комбинация.
16. Самая ценная фигура в шахматном войске:
А) Ферзь; В) Король; Б) Ладья; Г) Пешка.
Ответы: 1)В 2)В 3)Г 4)В 5)В 6)А 7)Г 8)В 9)Б 10)В 11)В 12)Б 13)В 14)В 15)В
16)В
Критерии оценок: 15-16 баллов—«5» 14-12 баллов—«4» 11-8 баллов—«3» 7 и
меньше—«2»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».