Дополнительная общеразвивающая программа Театр ARTист

Управление образования
Администрации МО «Каменский городской округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.

Утверждено
Приказ № 48 от 30.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Школьный театр «ARTист»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-15 лет

Разработчик:
Телякова Мария Леонидовна,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское,
2024 год

Структура программы

1.1.

РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.

Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1.

Календарный учебный график 2024/2025 учебный год

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2.4.

Список литературы для обучающихся

2.5.

Список литературы для педагогов

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Концепции
развития
дополнительного
образования
детей
(утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в
любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность,
управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности,
творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно
выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков
можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить,
быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои
поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир
в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах.
Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и
воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У подростков в
среднем школьном возрасте (возрастная группа 10-15 лет) происходит переход
от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм
ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом
возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка
психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать
эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления

отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью
управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать,
неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости
поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее,
нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной
стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных
впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью,
приводит к быстрой потере внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется
определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной
программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать
выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в
конкретных образах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях.
Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В
процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески
убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек может
быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние
его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет
эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник
будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании
ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут
конкретные требования:
- не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только
сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим
приходом остальных школьников и педагога;
- с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести
отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет
содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
- налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу
междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по
принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является
звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая форма занятий в
соответствии с возрастными интересами.
Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками
необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под конкретную
возрастную категорию школьников. Нужно максимально емко и компактно
объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий;
контролю над правильным выполнением упражнений; внимательно следить за
темпо-ритмом занятия и уделять больше внимания дисциплине. Все это связано
с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения и
перспективы всего учебного процесса. Педагог может частично делегировать,

доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент
разминки.
Важно, чтобы школьники на занятиях ощущали успех, чувствовали,что у
них получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем
освоении процесса обучения. Нельзя нацеливать подростков на определенный
результат любым способом. Выстроенная модель воспитания и обучения
должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «в загнанных»
рамках.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
- приобщение детей к театральному искусству посредством формирования у
них актёрской культуры путём упражнений и тренингов, а также через их
участие в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей.
Задачи обучения:
1. Развивать художественно-эстетические предпочтения учащихся.
2. Привить ребенку любовь к прекрасному миру театра.
3. Раскрыть творческие возможности.
4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные ,
кинестетические.
5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй
речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную
сторону речи, темп, выразительность речи.
6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга.
7. Проявить талант через самовыражение.
8. Помочь ребёнку стать яркой, незаурядной личностью.
Обучающие задачи:
∙формировать целостное представление об искусстве;
∙сформировать навыки творческой деятельности;
∙сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных
для разных видов искусства;
∙сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
∙работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь
применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
∙способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к
искусству;
∙развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
∙создать условия реализации творческих способностей;
∙развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и
воображение;
∙выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
∙сформировать способность самостоятельного освоения художественных
ценностей.
1.3.

Содержание программы

Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и
сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения
Вахтанговской школы. Главная особенность школы – последовательность
освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и
больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все
предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике
Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание.
2. Память.
3. Воображение.
4. Фантазия.
5. Мышечная свобода.
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру).
7. Физическое самочувствие.
8. Предлагаемые обстоятельства.
9. Оценка факта.
10. Сценическое общение.
1.3.1 Учебно-тематический план
Название
раздела/темы
1.
2.

Вводное занятие.
Азбука театра.

3.

Театральное
закулисье.
Посещение театра.

4.

Сценическая речь.
Культура и техника
речи.
6. Художественное
чтение.
7. Основы актерской
грамоты.
8. Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры.
9. Ритмопластика.
Сценическое
движение.
10. Актёрский
практикум.
5.

Количество
часов
Всего
1
4

5
5
5

12
4
15

Формы аттестации/ контроля по
разделам
Беседа, игра, инструктаж.
Беседа, игры, тестирование,
«посвящение в театральные
зрители».
Экскурсия, творческое задание.
Просмотр спектакля, написание
эссе.
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий

4

Беседа, наблюдение; выполнение
творческих заданий

18

Наблюдение; выполнение
творческих заданий

Работа над
постановкой.
11. Итоговая аттестация
ИТОГО:

1

Творческий отчёт

74

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с
творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во
время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной
студии. Разработка Устава коллектива.
2. АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как
вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства.
Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные
зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками
или записывать названия спектаклей.
«Театральная» викторина.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример,
оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут
раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на
сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько,
смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что
бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».
5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Теоретическая
часть.
Дыхательная
гимнастика.
Развитие
артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и
чистоговорках.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
определение целей и условий выполнения;
педагогический показ;

просмотр упражнения;
комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал
посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал
правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной
эффективности в освоении того или иного упражнения. Практическая часть. На
занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в соответствии
с возрастными интересами.
ДЫХАНИЕ
Обращать внимание на:
- соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит,
ритмические шаги, координация движений и т.п.);
- одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами
образов (например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю
комаров, рисую портрет и т.п.);
- активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить
воображаемые мячики и т.п.).
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
- обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
- медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает
упражнение более эффективным;
- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
- координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой
(например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук,
плюс к этому движение зрачков и т.п.).
ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
- активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных
звукосочетаний);
- ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с
различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над
кем-то и т.п.).
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные
этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме
«Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии
Театрального института им. Бориса Щукина.
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского
искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи.
Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение,

громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на
материале народных и литературных сказок.
Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку»,
узнавание сказки по рисунку, по фразе).
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка.
7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ
Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания,
воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие,
коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая
задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером.
Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять
задачи упражнения. Цель занятия – закрепление результата и постановка новой
цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение
результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно
стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном
результате.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического
внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды
на тему, фантазии на тему картин.
Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее
зеркало», «Фигуры» и т.д.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание
и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в
магазин и вдруг…»).
Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же
действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных
предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась
комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо;
собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово,
придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в
ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь
преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в
ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение
усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и
без хлопков преподавателя.
Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить средней возрастной
группе
(11 – 13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам
уснуть. Нам необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним
способом, и я посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это
упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо стоять на

месте и с помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать
назойливого комара. Кто лучше всех справится с этим упражнением, получит
от меня подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву, необходимо ее
запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом
рисунке вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и
попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения
педагогу необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него
ситуацию («ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую его
внимание и воображение. С другой стороны, педагогу нужно задействовать
принцип соперничества и соревновательности (кто сможет быстрее всех и
точнее всех справиться с этим упражнением), но ни в коем случае не выделять
победителя и проигравшего!
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме
«Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии
Театрального института им. Бориса Щукина.
8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие
«Я» в предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера
в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх.
Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый
дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену
предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало
холодно, налетела вьюга и т.д.).
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Этюды по картинам художников.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
9. РИТМОПЛАСТИКА
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
- точки зала (сцены);
- круг, колонна, линия (шеренга);
- темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа
в движении под музыку).

Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в
тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания,
игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар
теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в
сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел –
встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания.
Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической
выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений).
Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве
при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза,
акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и
пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под
музыку).
Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух, трех
плоскостях и со сменой плоскостей:
- последовательные движения;
- одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые одновременно
двумя руками в разных направлениях с одновременной работой
неодноименных мышц — движения с асимметричной координацией из
асимметричных исходных положений.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в
методическом пособиипрактикуме «Ритмика и сценические движения»,
изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса
Щукина.
10.
РАБОТА
НАД
ПОСТАНОВКОЙ
(ИНСЦЕНИРОВКОЙ,
МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление
сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей
театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения
текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка
монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для

музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция.
1.3. Планируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно
удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной
преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с
помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей,
проведения школьного мероприятия.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2024/2025 учебный год
Количество учебных недель: 37 недель
I полугодие - 17 недель (02.09.2024 г. - 31.12.2024 г.)
II полугодие - 20 недель (09.01.2025 г. – 31.05.2025 г.)
2.2. Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
■ наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
■ словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
■ практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных
залов).
Кадровое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуется педагогом дополнительного образования с 13-летним стажем
работы в образовательной организации.
Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
■ сцена, оборудованная осветительными приборами;
■ проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;
■ стулья для детей и зрителей согласно (СанПиН 1.2.3685-21);
■ ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;
■ аудиосистема для воспроизведения музыки;
■ усилители звука;
■ костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, декораций,
реквизита;
■ фото и видеоаппаратура;
■ световая пушка;
■ лампа-имитация огня;
■ электрокамин.
Методы работы:
-иллюстративные (рассказ, беседа, дискуссия,
иллюстрации)

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
. дополнительная общеобразвательная общеразвивиающая программа,
■ фотогалерея сцен из спектакля,
■ мультимедийные презентации (декорации, история создания
произведения,
работа над образами и т.д.) для работы над спектаклями репертуара
студии.
■ инсценировка;
■ материал об авторе,
■ режиссерский анализ произведения,
■ сценография,
■ партитура света и музыки к спектаклю,
■ аудио музыка к спектаклю,
■ перечень реквизита и костюмов к спектаклю,
Интернет-ресурсы:
1. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или
проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.
Подведение итогов. Анализ работы.

2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг.
/Библиотечка «В помощь
художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов.
Россия», 1990.
4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –
М.: Детская литература, 1982;
6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991;
7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече,
2002;
11. Фотогалерея сцен из спектакля,
12.Мультимедийные презентации (декорации, история создания произведения,
работа над образами и т.д.) для работы над спектаклями репертуара студии.
2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и
практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
6. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.:
«Глагол», 1994;
7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
9. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /
Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки»,
2019;
10. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –
М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46)
2001;
11. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.:
«Просвещение», 1995;
12. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.:
«Просвещение», 1983;

13. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.:
«Просвещение», 1995;
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
15. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусствоа__щ____а_»,
1989;
16. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС,
2001;
17. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.
18. Интернет-ресурсы:
1. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».