Дополнительтная общеразвивающая программа Дрюжина юного пожарного

Управление образования
Администрации МО «Каменский городской округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.

Утверждено
Приказ № 48 от 30.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Дружина юного пожарного»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-16 лет

Разработчик:
Перминов Михаил Сергеевич,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское,
2024 год

Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.

Планируемые результаты

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.

Календарный учебный график 2024/2025 учебный год

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2.4.

Список литературы для обучающихся

2.5.

Список литературы для педагогов

2

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы.
гуманитарную направленность.

Данная

программа

имеет

социально-

Актуальность программы. Противопожарная пропаганда среди детей и
подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.
Статистика показывает, что часто виновниками пожара становятся дети.
Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется,
прежде
всего,
увеличением
пожароопасности
окружающего
мира,
обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных
искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в
своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в
керамику газовых тарелок, в микроволновой печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе,
так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами
пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения
противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет
исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является
противопожарная агитационно-пропагандистская работа. Настоящая программа
рассчитана на подготовку членов добровольной пожарной дружины к
проведению пожарно-профилактической и массово - разъяснительной работы
среди населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемам
самоспасения при пожаре на базе общеобразовательного учреждения.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Отличительная особенность программы: дружина юных пожарных детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы
обучения школьников мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение
пожаров и умение действовать при пожаре.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем
с особенностями местных условий; большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного
процесса и для творческой деятельности детей.
Адресат общеразвивающей программы:
обучающиеся общеобразовательной школы 10-16 лет (5 - 9 классы).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 74 часов.
Срок освоение – 1 год (37 недель).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, игры,
театрализованные представления.
Формы подведения результатов:
беседы, викторины, конкурсы, презентации.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель образовательной программы: повышение уровня знаний учащихся по
пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
 Обучение основам пожарной безопасности.
4

 Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.
 Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.
 Ознакомление с особенностями применения специальных средств
пожаротушения.
Развивающие:
 Развитие организаторских способностей детей в процессе
профилактической работы по противопожарной безопасности.
 Развитие способности предвидеть и избегать возможности
возникновения пожара.
 Развитие памяти, внимания и творческих способностей.
Воспитывающие:
 Формирование активной жизненной позиции, чувства
ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.
 Формирование навыков осторожного обращения с огнём.
 Воспитание толерантных отношений.
 Осуществление профилактической работы по противопожарной
безопасности среди детей.
Работа по данной программе проводится в форме теоретических и практических
занятий.
Теоретическая часть предполагает: беседы, самостоятельный поиск информации,
встречи с работниками противопожарной службы, работу с врачом школы, просмотры
видеофильмов, презентаций на противопожарную тематику.
В практическую часть входят: экскурсии; спортивные соревнования; пожарноспортивные эстафеты и соревнования; изготовление моделей, макетов; выпуск газет,
листовок; проведение рейдов по выявлению нарушений противопожарного режима;
работа с компьютером; театрализованные представления; участие в различных
конкурсах.
Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии
органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
Тема

Всего

В том числе

Формы

5

часов теория практика

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

аттестации/
контроля
Составление
плана работы
Тренинг
Рисунки

ДЮП: цели, задачи. Планирование работы.
Тренинги по ПБ.

4

2

2

Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг,
огонь - враг.
Отчего происходят пожары?

5

3

2

5

2

3

Экскурсия в пожарную часть
Правила пожарной безопасности в школе и
в быту. Правила эвакуации
Пропаганда и массово–разъяснительная
работа перед Новогодними праздниками.

4
5

1
3

3
2

5

2

3

Творчество на противопожарную тематику
Пожарная техника.
Пожарные старты.
Один дома.
Петарды – не игрушка.
Первичные средства пожаротушения.
Правила пользования первичными
средствами пожаротушения
Курение - яд и пожар.
Первая медицинская помощь.
Охрана лесов от пожаров.
Основы профессии пожарный
Знаки пожарной безопасности
Ответственность за нарушение правил
пожарной безопасности
Подведение итогов. Соревнования по
пожарно-спасательному спорту
ИТОГО:

4
5
3
4
4

1
2
2
3
2

3
3
1
1
2

4

2

2

3
4
2
4
4
3

2
2
1
1
1
2

1
2
1
3
3
1

Пятиминутки
Рисунки

2

Соревнования

2
74

34

Оформление
классных уголков

выпуск стенгазеты
«Безопасная
ёлка», буклетов
Выставка
Соревнования
Стенгазета

40

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.
Тренинги по ПБ.
Теория. Вводное занятие. Общие положения о ДЮП, основные направления
работы, структура и организация тех. обеспечения ДЮП.
Практические занятия: Планирование работы дружины на учебный год.
Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ДЮП.
Тренинги знакомства для выявления лидеров и сплочения коллектива.
Тема 2. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.
Теория. Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который
похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней.
Применение огня и пара в промышленности. Опустошительная сила атомного огня.
6

Практические занятия: Конкурс рисунков «Огонь - друг и враг человека».
Тема 3. Отчего происходят пожары.
Теория. Пожар — это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные
причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых
характерных пожарах.
Практические занятия: Оформление стенда «Причины пожара».
Тема 4. Экскурсия в пожарную часть города.
Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть
Тема 5. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Теория.) Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания
зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во
время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин
гибели людей при пожарах.
Практические занятия: Проверка состояния средств пожаротушения в
образовательном учреждении. Посещение мероприятия в культурно-зрелищном
учреждении.
Тема 6. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними
праздниками.
Теория. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки.
Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными
ёлками.
Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток на
противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная
ёлка», буклетов.
Тема 7. Творчество на противопожарную тематику.
Практические занятия: Выполнение творческой работы (в произвольной форме:
декоративно-прикладное, изобразительное) на противопожарную тему для закрепления
приобретённых знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия
учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала
к уголку юного пожарного.
Тема 8. Пожарная техника.
Теория. Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных,
специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования
автомобилей на пожаре.
Практические занятия: Техническое моделирование пожарной машины из
различных материалов.
7

Тема 9. Пожарные старты.
Практические занятия: Проведение «пожарных» стартов в ДЮП и в других
классах.
Тема 10. Один дома.
Теория. Правила безопасного поведения детей дома.
Тема 11. Петарды – не игрушка.
Теория. Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему
«Петарды – не игрушка».
Практические занятия: Выпуск стенгазеты «Петарды – не игрушка».
Тема 12. Первичные средства тушения пожаров.
Теория. Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их
применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы,
щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами
пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила
содержания и порядок применения на пожаре.
Практические занятия: Знакомство с огнетушителями в образовательном
учреждении.
Тема 13. Курение - яд и пожар.
Теория. Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения.
Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного
обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде
курения.
Тема 14. Первая медицинская помощь.
Теория. Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах. Первая
помощь при переломах, ушибах.
Практические занятия: Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.
Тема 15. Охрана лесов от пожаров.
Теория. Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика
пожаров в лесных массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров.
Зеленый патруль — друг леса.
Практические занятия: Поход на природу, правила разжигания костра и ухода за
ним.
Тема 16. Основы профессии пожарного
Теория. Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами
пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально
8

психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
Тема 17. Знаки пожарной безопасности
Теория. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их.
Практическая работа Изготовление знаков. Конкурс рисунков, кроссвордов,
стихотворений о знаках пожарной безопасности.
Тема 18. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Теория: Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность
граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной
безопасности.
Тема 19. Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному
спорту.
Практическая работа: Проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту.
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять инициативу в сотрудничестве;
 самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и интернета;
 строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
 продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и
позиций всех его участников;
 последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Личностные результаты:
 выраженная устойчивая познавательная мотивация;
 положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;
 компетентность в реализации основ гражданской идентичности в
9

поступках и деятельности;
 моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в
общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
 установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках;
 эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
Предметные результаты:
- основные положения нормативных документов по организации тушения
пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения,
оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных
травмах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного
состояния школы, выступают в составе агитбригад.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов
пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников,
тренеров по пожарно-спасательному спорту.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2024/2025 учебный год
Количество учебных недель: 37 недель
I полугодие - 17 недель (02.09.2024 г. - 31.12.2024 г.)
II полугодие - 20 недель (09.01.2025 г. – 31.05.2025 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- принтер/сканер/копир (3в1);
- интернет;
- плакаты и таблицы по правилам пожарной безопасности.
Информационное обеспечение:
- Всё о пожарной безопасности http://www.0-1.ru/
- МЧС России https://www.mchs.gov.ru/
10

- Нормативные документы http://www.0-1.ru/law/
- Портал детской безопасности. Пожарная безопасность. https://www.spasextreme.ru/themes/?filter%5Bcategory%5D=1
- Служба пожарной безопасности https://eor-np.ru/taxonomy/term/596
- Видеоматериалы для проведения пропаганды изучения Правил пожарной
безопасности
Кадровое обеспечение:
Занятия ведет учитель ОБЗР, имеющий
педагогическое образование, стаж работы – 2 года.

неоконченное

высшее

Методические материалы:
- примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников отрядов ДЮП
- методические разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин,
театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики пожарной
безопасности;
- буклеты, рисунки обучающихся по правилам пожарной безопасности;
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
 викторины,
 конкурсы,
 создание презентаций, буклетов
 конкурсы рисунков и поделок
 аналитическая справка по итогам деятельности объединения,
 грамоты, дипломы за участие и победу на городских мероприятиях
ДЮП
 журнал посещаемости,
 материалы тестирования,
 методические разработки,
 портфолио отряда ДЮП
Критериями выполнения программы служат: активность участия
обучающихся в пропаганде пожарной безопасности, в конкурсах, в
мероприятиях
данной
направленности,
проявление
творчества,
самостоятельности.
2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
1. Правила пожарной безопасности для учащихся школы. https://ohranatryda.com/node/524
11

2. Против
пожара.
Энциклопедия
https://protivpozhara.com/encyclopedia
3. Энциклопедия
–
справочник
пожарного
и
https://fireman.club/enciklopediya-pozharnoj-bezopasnosti/

безопасности.
не

только.

2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
1. Дом, в котором мы живём https://www.spas-extreme.ru/themes/dom
2. Мельник, О.Е. Организация деятельности дружин юных пожарных:
инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и
кураторов дружин юных пожарных [Текст]/ О.Е. Мельник, А.М. Голубев,
А.В. Макаров, А.А. Мельник, Д.В. Зобков, А.Н. Нестругин. –
Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС
России, 2017. – 164 с.;
3. Общие правила пожарной безопасности в школе https://fireman.club/statyipolzovateley/obshhie-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-v-shkole/
4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие. -М.,
2005.Подготовка спасателей-пожарных. - М., 2004.
5. Пожарная безопасность в школе: требования, инструктаж, мероприятия.
https://activityedu.ru/blogs/security/pozharnaya-bezopasnost-v-shkole/
6. Сборник методических рекомендаций и примерной программы по
организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, М.,
Просвещение, 2010 г.
7. Средства
пожаротушения
https://www.spasextreme.ru/themes/Sredstva_pozharotushenija
8. Юный пожарный Сборник методических материалов. В помощь
руководителю Дружин юных пожарных. г. Благовещенск, 2008 г.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».