Управление образования
Администрации МО «Каменский городской округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»
Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.
Утверждено
Приказ № 48 от 30.08.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«Дружина юного пожарного»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-16 лет
Разработчик:
Перминов Михаил Сергеевич,
педагог дополнительного образования
с. Рыбниковское,
2024 год
Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.
Планируемые результаты
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.
Календарный учебный график 2024/2025 учебный год
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
2.4.
Список литературы для обучающихся
2.5.
Список литературы для педагогов
2
РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы.
гуманитарную направленность.
Данная
программа
имеет
социально-
Актуальность программы. Противопожарная пропаганда среди детей и
подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.
Статистика показывает, что часто виновниками пожара становятся дети.
Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется,
прежде
всего,
увеличением
пожароопасности
окружающего
мира,
обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных
искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в
своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в
керамику газовых тарелок, в микроволновой печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе,
так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами
пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения
противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет
исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является
противопожарная агитационно-пропагандистская работа. Настоящая программа
рассчитана на подготовку членов добровольной пожарной дружины к
проведению пожарно-профилактической и массово - разъяснительной работы
среди населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемам
самоспасения при пожаре на базе общеобразовательного учреждения.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
3
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Отличительная особенность программы: дружина юных пожарных детское объединение, которое создаётся в целях совершенствования системы
обучения школьников мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение
пожаров и умение действовать при пожаре.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем
с особенностями местных условий; большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного
процесса и для творческой деятельности детей.
Адресат общеразвивающей программы:
обучающиеся общеобразовательной школы 10-16 лет (5 - 9 классы).
Число детей, находящихся в группе:
8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 2 часа в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 74 часов.
Срок освоение – 1 год (37 недель).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседы, практические занятия, экскурсии, игры,
театрализованные представления.
Формы подведения результатов:
беседы, викторины, конкурсы, презентации.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель образовательной программы: повышение уровня знаний учащихся по
пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды
пожаробезопасного поведения среди учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучение основам пожарной безопасности.
4
Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.
Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.
Ознакомление с особенностями применения специальных средств
пожаротушения.
Развивающие:
Развитие организаторских способностей детей в процессе
профилактической работы по противопожарной безопасности.
Развитие способности предвидеть и избегать возможности
возникновения пожара.
Развитие памяти, внимания и творческих способностей.
Воспитывающие:
Формирование активной жизненной позиции, чувства
ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.
Формирование навыков осторожного обращения с огнём.
Воспитание толерантных отношений.
Осуществление профилактической работы по противопожарной
безопасности среди детей.
Работа по данной программе проводится в форме теоретических и практических
занятий.
Теоретическая часть предполагает: беседы, самостоятельный поиск информации,
встречи с работниками противопожарной службы, работу с врачом школы, просмотры
видеофильмов, презентаций на противопожарную тематику.
В практическую часть входят: экскурсии; спортивные соревнования; пожарноспортивные эстафеты и соревнования; изготовление моделей, макетов; выпуск газет,
листовок; проведение рейдов по выявлению нарушений противопожарного режима;
работа с компьютером; театрализованные представления; участие в различных
конкурсах.
Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по
принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и
практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии
органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебно-тематический план
Тема
Всего
В том числе
Формы
5
часов теория практика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
аттестации/
контроля
Составление
плана работы
Тренинг
Рисунки
ДЮП: цели, задачи. Планирование работы.
Тренинги по ПБ.
4
2
2
Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг,
огонь - враг.
Отчего происходят пожары?
5
3
2
5
2
3
Экскурсия в пожарную часть
Правила пожарной безопасности в школе и
в быту. Правила эвакуации
Пропаганда и массово–разъяснительная
работа перед Новогодними праздниками.
4
5
1
3
3
2
5
2
3
Творчество на противопожарную тематику
Пожарная техника.
Пожарные старты.
Один дома.
Петарды – не игрушка.
Первичные средства пожаротушения.
Правила пользования первичными
средствами пожаротушения
Курение - яд и пожар.
Первая медицинская помощь.
Охрана лесов от пожаров.
Основы профессии пожарный
Знаки пожарной безопасности
Ответственность за нарушение правил
пожарной безопасности
Подведение итогов. Соревнования по
пожарно-спасательному спорту
ИТОГО:
4
5
3
4
4
1
2
2
3
2
3
3
1
1
2
4
2
2
3
4
2
4
4
3
2
2
1
1
1
2
1
2
1
3
3
1
Пятиминутки
Рисунки
2
Соревнования
2
74
34
Оформление
классных уголков
выпуск стенгазеты
«Безопасная
ёлка», буклетов
Выставка
Соревнования
Стенгазета
40
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. ДЮП: цели, задачи, знакомство с положением. Планирование работы.
Тренинги по ПБ.
Теория. Вводное занятие. Общие положения о ДЮП, основные направления
работы, структура и организация тех. обеспечения ДЮП.
Практические занятия: Планирование работы дружины на учебный год.
Знакомство с оборудованием кабинета, просмотр видеофильмов о работе ДЮП.
Тренинги знакомства для выявления лидеров и сплочения коллектива.
Тема 2. Что такое огонь? Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг.
Теория. Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который
похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней.
Применение огня и пара в промышленности. Опустошительная сила атомного огня.
6
Практические занятия: Конкурс рисунков «Огонь - друг и враг человека».
Тема 3. Отчего происходят пожары.
Теория. Пожар — это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Основные
причины пожаров. Данные по пожарам за последние три года. Рассказы о некоторых
характерных пожарах.
Практические занятия: Оформление стенда «Причины пожара».
Тема 4. Экскурсия в пожарную часть города.
Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть
Тема 5. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Теория.) Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания
зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во
время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин
гибели людей при пожарах.
Практические занятия: Проверка состояния средств пожаротушения в
образовательном учреждении. Посещение мероприятия в культурно-зрелищном
учреждении.
Тема 6. Пропаганда и массово-разъяснительная работа перед Новогодними
праздниками.
Теория. Чтобы ёлка принесла только радость. Правила установки ёлки.
Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными
ёлками.
Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток на
противопожарную тематику «Каникулы без пожара», выпуск стенгазеты «Безопасная
ёлка», буклетов.
Тема 7. Творчество на противопожарную тематику.
Практические занятия: Выполнение творческой работы (в произвольной форме:
декоративно-прикладное, изобразительное) на противопожарную тему для закрепления
приобретённых знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия
учащимися материала. Работа по выпуску боевых листков, стенгазет, подбор материала
к уголку юного пожарного.
Тема 8. Пожарная техника.
Теория. Пожарные автомобили. Их классификация. Виды и назначение основных,
специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Порядок использования
автомобилей на пожаре.
Практические занятия: Техническое моделирование пожарной машины из
различных материалов.
7
Тема 9. Пожарные старты.
Практические занятия: Проведение «пожарных» стартов в ДЮП и в других
классах.
Тема 10. Один дома.
Теория. Правила безопасного поведения детей дома.
Тема 11. Петарды – не игрушка.
Теория. Подготовка и проведение беседы в классах на противопожарную тему
«Петарды – не игрушка».
Практические занятия: Выпуск стенгазеты «Петарды – не игрушка».
Тема 12. Первичные средства тушения пожаров.
Теория. Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их
применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы,
щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами
пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила
содержания и порядок применения на пожаре.
Практические занятия: Знакомство с огнетушителями в образовательном
учреждении.
Тема 13. Курение - яд и пожар.
Теория. Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения.
Причины курения подростков. Опасность курения в постели и неосторожного
обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Практические занятия: Подготовка и проведение пятиминуток в классах о вреде
курения.
Тема 14. Первая медицинская помощь.
Теория. Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах. Первая
помощь при переломах, ушибах.
Практические занятия: Оказание первой помощи. Порядок наложения шин.
Тема 15. Охрана лесов от пожаров.
Теория. Лес всенародное богатство. Что мы получаем от леса. Профилактика
пожаров в лесных массивах. Лесничества и их работа по предупреждению пожаров.
Зеленый патруль — друг леса.
Практические занятия: Поход на природу, правила разжигания костра и ухода за
ним.
Тема 16. Основы профессии пожарного
Теория. Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами
пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально
8
психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
Тема 17. Знаки пожарной безопасности
Теория. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные, примеры их применения и места их.
Практическая работа Изготовление знаков. Конкурс рисунков, кроссвордов,
стихотворений о знаках пожарной безопасности.
Тема 18. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Теория: Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность
граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной
безопасности.
Тема 19. Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному
спорту.
Практическая работа: Проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту.
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять инициативу в сотрудничестве;
самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и интернета;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и
позиций всех его участников;
последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Личностные результаты:
выраженная устойчивая познавательная мотивация;
положительная, адекватная, дифференцированная самооценка;
компетентность в реализации основ гражданской идентичности в
9
поступках и деятельности;
моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в
общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках;
эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
Предметные результаты:
- основные положения нормативных документов по организации тушения
пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения,
оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных
травмах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного
состояния школы, выступают в составе агитбригад.
К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов
пожарной охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников,
тренеров по пожарно-спасательному спорту.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2024/2025 учебный год
Количество учебных недель: 37 недель
I полугодие - 17 недель (02.09.2024 г. - 31.12.2024 г.)
II полугодие - 20 недель (09.01.2025 г. – 31.05.2025 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- принтер/сканер/копир (3в1);
- интернет;
- плакаты и таблицы по правилам пожарной безопасности.
Информационное обеспечение:
- Всё о пожарной безопасности http://www.0-1.ru/
- МЧС России https://www.mchs.gov.ru/
10
- Нормативные документы http://www.0-1.ru/law/
- Портал детской безопасности. Пожарная безопасность. https://www.spasextreme.ru/themes/?filter%5Bcategory%5D=1
- Служба пожарной безопасности https://eor-np.ru/taxonomy/term/596
- Видеоматериалы для проведения пропаганды изучения Правил пожарной
безопасности
Кадровое обеспечение:
Занятия ведет учитель ОБЗР, имеющий
педагогическое образование, стаж работы – 2 года.
неоконченное
высшее
Методические материалы:
- примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников отрядов ДЮП
- методические разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин,
театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики пожарной
безопасности;
- буклеты, рисунки обучающихся по правилам пожарной безопасности;
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
викторины,
конкурсы,
создание презентаций, буклетов
конкурсы рисунков и поделок
аналитическая справка по итогам деятельности объединения,
грамоты, дипломы за участие и победу на городских мероприятиях
ДЮП
журнал посещаемости,
материалы тестирования,
методические разработки,
портфолио отряда ДЮП
Критериями выполнения программы служат: активность участия
обучающихся в пропаганде пожарной безопасности, в конкурсах, в
мероприятиях
данной
направленности,
проявление
творчества,
самостоятельности.
2.4. Список литературы и ресурсов для обучающихся
1. Правила пожарной безопасности для учащихся школы. https://ohranatryda.com/node/524
11
2. Против
пожара.
Энциклопедия
https://protivpozhara.com/encyclopedia
3. Энциклопедия
–
справочник
пожарного
и
https://fireman.club/enciklopediya-pozharnoj-bezopasnosti/
безопасности.
не
только.
2.5. Список литературы и ресурсов для педагогов
1. Дом, в котором мы живём https://www.spas-extreme.ru/themes/dom
2. Мельник, О.Е. Организация деятельности дружин юных пожарных:
инструктивно-методическое издание для руководителей, организаторов и
кураторов дружин юных пожарных [Текст]/ О.Е. Мельник, А.М. Голубев,
А.В. Макаров, А.А. Мельник, Д.В. Зобков, А.Н. Нестругин. –
Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС
России, 2017. – 164 с.;
3. Общие правила пожарной безопасности в школе https://fireman.club/statyipolzovateley/obshhie-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-v-shkole/
4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие. -М.,
2005.Подготовка спасателей-пожарных. - М., 2004.
5. Пожарная безопасность в школе: требования, инструктаж, мероприятия.
https://activityedu.ru/blogs/security/pozharnaya-bezopasnost-v-shkole/
6. Сборник методических рекомендаций и примерной программы по
организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы, М.,
Просвещение, 2010 г.
7. Средства
пожаротушения
https://www.spasextreme.ru/themes/Sredstva_pozharotushenija
8. Юный пожарный Сборник методических материалов. В помощь
руководителю Дружин юных пожарных. г. Благовещенск, 2008 г.
12