24.09.2021
Система наставничества в школе
как инструмент персонифицированного сопровождения педагогов
с целью наращивания их профессиональных компетенций
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Я имею в виду не только молодых педагогов после окончания ВУЗов, но и педагогов, по какой- либо причине имеющих перерыв в педагогической деятельности, и специалистов других других областей, прошедшие переподготовку.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя со стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них уже профессионализма. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Профессиональная помощь нужна не только начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям.
И основной формой работы с данными специалистами является наставничество- обучение на рабочем месте, которое направлено на развитие профессиональных компетенций человека.
Целевая программа наставничества в нашей школе реализуется уже третий год. Так случилось, что в школу, с разницей в 1 год, сразу пришли 3 новых педагога : 1- молодой специалист после ВУЗа, имеющий юридическое образование; специалист, имеющий 30- летний стаж работы экономистом и педагог, имеющий перерыв в педагогической деятельности. Все они прошли переподготовку, но опыта работы не было.
Вхождение в новую деятельность сопровождается для молодых педагогов высоким эмоциональным напряжением. Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Нами было создано 3наставнических пары:
- опытный учитель- учитель со стажем до 3-х лет;
- учитель – стажист – учитель без опыта работы;
- учитель – стажист – учитель с перерывом в работе.
Наставниками стали опытные педагоги, по возможности, того же предметного направления, что и молодой учитель, способные осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин, имеющие профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе, обладающие лидерскими, организационными и коммуникативными навыками. Это: Федоров С.И.- учитель физичексой культуры, 1КК; Фрмягина О.А., учитель усского языка и литературы, 1КК и Слободчикова Т.А., заместитель директора школы по УВР.
Молодым педагогам требовалась помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования.
Решением данных проблем стала программа наставничества «Учитель-Учитель», которая является комплексом мероприятий и действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
В приоритете была самостоятельная работа молодого учителя, а не наставника. Задача наставника — помогать постигать азы профессии
Работа наставников началась с вводного собеседования, где молодые педагоги рассказали о своих трудностях, проблемах. Затем была определена совместная работа начинающего учителя с наставником.
В работе с начинающими педагогами использовались выстроенная система действий и мероприятий: семинары, обмен опытом, консультации, практикумы, беседы, тренинги, собеседования, рекомендации, обучение в малых группах ( технология сотрудничества);
В нашем коллективе живут хорошие традиции, дух товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. Начинающие педагоги достаточно безболезненно вошли в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы способствовали развитию познавательного интереса к профессии, оказали положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что выбранные формы методического сопровождения педагогов позволили начинающим педагогамраскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Климова Н.А., учитель русского языка и литературы, пришла к нам в школу после перерыва в работе, работает 2 года. В первый же год пришлось изучать и осваивать сразу несколько направлений в деятельности: ФГОС, особенности проведения ГИА в форме ОГЭ и многое другое. Она очень много училась и на курсах, и у коллег. И обучающиеся успешно сдали ОГЭ. Её обучающиеся были участниками регионального конкурса сочинений «Без срока давности». Сама Наталья Алексеевна – призер региогального конкурса методических разработок «Н.А. Некрасов».
Зырянова Е.В.- работает учителем географии 4 год, является тьютором по организации профориентационной работы с обучающимися, овладела новыми компетенциями для реализации курса рофессиональных проб. Свой опыт работы по данному направлению представляет сегодня педагогическому сообществу; Е.В. успешно руководит отрядом ЮИД, который в прошлом году занял 2 место в конкурсе «Безопасное колесо». В этом году аттестоваласть на 1КК.
Кузьмин А.А. – педагог дополнительного образования, работает 3-ий год занимается патриотическим воспитанием в школе, им создан отряд «Патриот», который успешно представляет школу в муниципальном конкурсе «Зарница». Учащиеся младших классов с удовольствием участвуют в школьной игре «Зарничка» и Смотре строя и песни. Вместе с ребятами Алексей Андреевич осваивает азы конструирования. Работы его воспитанников участвовали в различных муниципальных конкурсах. Ему рекомендовано аттестоваться на 1КК
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Наставничество в школе как инструмент персонифицированного сопровождения педагогов
Особенности развития креативного мышления младших школьников
Ccылка на видео
РАСПОРЯЖЕНИЕ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Протокол №5 заседания методического совета МКОУ «Рыбниковская CОШ» от 21.06.2021г.
Приказ по МКОУ "Рыбниковская СОШ" "О назначении наставников"
Приказ "О реализации целевой модели наставничества в МКОУ "Рыбниковская СОШ"
Положение о наставничестве в МКОУ "Рыбниковская СОШ"