Наставничество

24.09.2021


 

Система наставничества в школе

как инструмент персонифицированного сопровождения педагогов

 с целью наращивания их профессиональных компетенций

 

 

Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Я имею в виду не только  молодых педагогов после окончания ВУЗов, но и педагогов, по какой- либо причине имеющих перерыв в педагогической деятельности, и специалистов других других областей, прошедшие переподготовку.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя со стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них  уже профессионализма. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

 Профессиональная помощь нужна не только начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям.

И основной формой работы с данными специалистами является наставничество- обучение на рабочем месте, которое направлено на развитие профессиональных компетенций человека.

Целевая программа наставничества в нашей школе реализуется уже третий год. Так случилось, что в школу, с разницей в 1 год, сразу пришли 3 новых педагога : 1- молодой специалист после ВУЗа, имеющий юридическое образование; специалист, имеющий 30- летний стаж работы экономистом и педагог, имеющий перерыв в педагогической деятельности. Все они прошли переподготовку, но опыта работы не было.

Вхождение в новую деятельность сопровождается для молодых педагогов высоким эмоциональным напряжением. Каждому молодому  учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Нами было создано 3наставнических пары:

- опытный учитель- учитель со стажем до 3-х лет;

- учитель – стажист – учитель без опыта работы;

- учитель – стажист – учитель с перерывом в работе.

 

Наставниками стали опытные педагоги, по возможности, того же предметного направления, что и молодой учитель, способные осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин, имеющие профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе, обладающие  лидерскими, организационными и коммуникативными навыками. Это: Федоров С.И.- учитель физичексой культуры, 1КК; Фрмягина О.А., учитель усского языка и литературы, 1КК и Слободчикова Т.А., заместитель директора школы по УВР.

Молодым педагогам  требовалась  помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя,  классного руководителя, педагога дополнительного образования.

Решением данных проблем стала программа наставничества «Учитель-Учитель», которая является комплексом мероприятий и действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.Хочу такой сайт

В  приоритете  была самостоятельная работа молодого учителя, а не наставника. Задача наставника  — помогать постигать азы профессии

Работа наставников началась с вводного собеседования, где молодые педагоги рассказали о своих трудностях, проблемах. Затем была определена совместная работа начинающего учителя с наставником.

В работе с начинающими педагогами использовались выстроенная система действий и мероприятий: семинары, обмен опытом, консультации, практикумы,  беседы, тренинги, собеседования, рекомендации, обучение в малых группах ( технология сотрудничества);

В нашем коллективе живут хорошие традиции,  дух товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. Начинающие педагоги  достаточно  безболезненно вошли  в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы способствовали развитию познавательного интереса к профессии, оказали положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что выбранные формы методического сопровождения педагогов позволили начинающим  педагогамраскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Климова Н.А., учитель русского языка и литературы,  пришла к нам в школу после перерыва в работе, работает 2 года. В первый же год пришлось изучать и осваивать сразу несколько  направлений в деятельности: ФГОС, особенности проведения ГИА в форме ОГЭ и многое другое. Она очень много училась и на курсах, и у коллег. И обучающиеся успешно сдали ОГЭ. Её обучающиеся были участниками регионального конкурса сочинений «Без срока давности». Сама Наталья Алексеевна – призер региогального конкурса методических разработок «Н.А. Некрасов».

Зырянова Е.В.- работает учителем географии 4 год, является тьютором по организации профориентационной работы с обучающимися, овладела новыми компетенциями для реализации курса рофессиональных проб. Свой опыт работы по данному направлению представляет сегодня педагогическому сообществу; Е.В. успешно руководит отрядом ЮИД, который в прошлом году занял 2 место в конкурсе «Безопасное колесо». В этом году аттестоваласть на 1КК.

Кузьмин А.А. – педагог дополнительного образования, работает 3-ий год занимается патриотическим воспитанием в школе, им создан отряд «Патриот», который успешно представляет школу в муниципальном конкурсе «Зарница». Учащиеся младших классов с удовольствием участвуют в школьной игре «Зарничка» и Смотре строя и песни. Вместе с ребятами Алексей Андреевич  осваивает азы конструирования. Работы его воспитанников участвовали в различных муниципальных конкурсах. Ему рекомендовано аттестоваться на 1КК

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

  

Наставничество в школе как инструмент персонифицированного сопровождения педагогов


Ccылка на видео


Особенности развития креативного мышления младших школьников


Ccылка на видео

РАСПОРЯЖЕНИЕ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № P-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

 

Протокол №5 заседания методического совета МКОУ «Рыбниковская CОШ» от 21.06.2021г.

 

Приказ по МКОУ "Рыбниковская СОШ" "О назначении наставников"

 

Приказ "О реализации целевой модели наставничества в МКОУ "Рыбниковская СОШ"

 

Положение о наставничестве в МКОУ "Рыбниковская СОШ"

 

Дорожная карта по реализации модели наставничества в МКОУ "Рыбниковская СОШ" в 2020-2021 учебном году

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».