Дополнительная общеразивающая программа Хореография

Управление образования
Администрации МО «Каменский городской округ»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Рыбниковская средняя общеобразовательная школа»

Принята
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2024 г.

Утверждено
Приказ № 48 от 30.08.2024 г.
Подписано: Калинина Наталья Михайловна
DN: cn=Калинина Наталья Михайловна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЫБНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА",
email=kgo6212@yandex.ru
Дата: 2024.09.23 08:53:55 +05'00'

Калинина
Наталья
Михайловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Жемчужина»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-16 лет

Разработчик:
Давыдова Екатерина Яковлевна,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское,
2024 год

Структура программы
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»:
1.1. Пояснительная записка
1.2.

Цель и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.4.

Планируемые результаты

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1.

Календарный учебный график 2024/2025 учебный год

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2.4.

Список литературы для обучающихся

2.5.

Список литературы для педагогов

РАЗДЕЛ № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепции развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
Дополнительное общеразвивающие занятие «Жемчужина» представляет
образовательный курс по изучению вальса в выпускных классах. Среди
множества форм художественного воспитания подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать
и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие
чувства ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия «Вальсом» дают
физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии движения оказывают положительное
воздействие на здоровье детей.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании детей.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств человека для воспитания

всесторонне-развитой личности и формированию у учащихся правильной
осанки.
Танцуя в паре, учащийся многое приобретает: вырабатывается не только
коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнера,
контроль над собой, но и культура общения в танце с партнером, с
преподавателем, со зрителем. Полученное во время занятий такое «общение»
пригодится в будущем, когда старшеклассники войдут в самостоятельную,
взрослую жизнь.
В классах, где проходит курс изучения вальса традиционно в конце
учебного года, проводятся праздничные мероприятия "Последний звонок" и
"Выпускной бал", венцом которых является исполнение прощального вальса.
Новизна программы - обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его
гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем
формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе
по
расширению
возможностей
творческой
реализации
детей,
соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям
посредством приобщения к миру хореографии.
Отличительные особенности программы - данная программа
сориентирована на работу с учащимися, независимо от наличия у них
специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры
и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Участие в проектной и коллективной творческой деятельности
формирует у учащихся самостоятельность и коммуникабельность.
Педагогическая целесообразность программы. Каждый ребенок
получает возможность раскрыть свой талант, проявить свои индивидуальные
способности, почувствовать ситуацию успеха, ощутить себя на сцене
настоящим артистом.
Общая характеристика программы
Программа предполагает освоение азов школьного вальса, знакомство со
всеми видами вальса, изучение танцевальных элементов, исполнение вальса
как средство воспитания способностей к танцевально - музыкальной
импровизации. В программу включены упражнения и движения
классического и бального танцев, доступные детям, обеспечивающие
формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, рук, ног,
головы, развивающие физические данные, координацию движений,
тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык
ориентации в пространстве.
Адресат общеразвивающей программы:
обучающиеся общеобразовательной школы 10-16 лет (5 - 9 классы),
группу формируются по возрастному принципу
Число детей, находящихся в группе:

8 – 12 человек
Режим занятий:
периодичность занятий 3 час в неделю, продолжительностью – 45 мин.
Объем программы: Общее количество часов в год - 111 часов.
Срок освоение – 1 год (37 недель).
Уровень общеразвивающей программы – базовый.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Виды занятий: беседы, презентация, практические занятия, праздники.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель - научить танцевальным навыкам, соразмерно возрасту,
физическим способностям и творческому потенциалу каждого ученика.
Задачи программы:
Обучающие:
 сформировать представление об основах классического танца, о
технике исполнения, об истории танца;
 сформировать представление об основах сценического движения;






Развивающие:
развить специфические виды памяти: моторную, слуховую, образную;
развить гибкость и пластичность;
развить ритмичность и музыкальность;
музыкально-пластической выразительности;
развить навык импровизации;

Воспитывающие:
 воспитать потребность в систематических занятиях, сформировать
устойчивый интерес к танцу;
 воспитать художественное восприятие и вкус;
 воспитать культуру общения внутри коллектива и с педагогом.
1.3.

Содержание программы

1.3.1 Учебно-тематический план
Номер
темы

Название разделов и тем

Количество часов
теория

1-3

4-6

Знакомство с программой. Инструктажи по
технике безопасности, правила поведения в
учреждении.
История возникновения и развития вальса.

Формы
аттестации,
контроля

практика всего

3

3

Опрос
Беседа

3

3

Опрос
Беседа

10-12

Вспомогательно -тренировочные
упражнения. Разминка. Разогрев.
Техника танцевального комплекса.

13-15

Поклон и реверанс.

1

2

3

16-18

Положение в паре. «Лодочка»

1

2

3

19-21

Вальсовая дорожка (променад). Разворот
друг от друга с раскрытием. «Окошко».
Движение партнерши вокруг партнёра,
стоящего на одном колене.
Шаги вальса по кругу.

3

3

3

3

3

3

28-30

Большой квадрат в паре, удерживая руки под
локти.

3

3

31-33

Движения в паре вперед-назад, держась за
кисти рук. Движения в паре вперед-назад с
медленным поворотом.
Движения в паре с поворотом (венский
вальс). «Окошко» и смена мест.

2

3

3

3

3

3

1

2

3

1

2

3

46-48 Вращения в паре на носках вокруг своей оси.

3

3

49-51 Маленький квадрат в паре, удерживая руки
под
локти.
52-54 Большой квадрат в паре, удерживая руки под
локти .

3

3

3

3

55-57 Маленький квадрат в паре.

3

3

58-60 Большой квадрат в паре.

3

3

61-63 Движения в паре вперед-назад, держась за
кисти рук.

3

3

64-66 Движения в паре вперед-назад.

3

3

7-9

22-24
25-27

34-36

37-39

Постановочная работа. Аттестация

40-42 Движение партнерши вокруг партнера

43-45

1

«Променад» (вальсовое вращение дам и
одновременное шоссе кавалеров).

3

3

3

3

Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Показ
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Оценочное
занятие
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация

67-69 Движения в паре вперед-назад
(маленькими шажками)

3

3

70-72 Движения в паре с поворотом (венский вальс).

3

3

73-75 «Лодочка» и разворот друг от друга с
раскрытием.

3

3

76-78 «Окошко» и смена мест.

3

3

79-81 Раскрытия с поворотом партнерши под рукой.

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

3

3

2

3

82-84 I Комбинация: выход и поклон; «Лодочка»
друг от
друга «Окошко» и смена мест.
85-87 II Комбинация: движение партнерши вокруг
партнера стоящего на одном колене;
раскрытия с
поворотом партнерши под рукой и
«Променад».
88-90 III Комбинация: маленький квадрат в паре;
большой квадрат в паре; венский вальс и
поклон.
91-93 Разучивание всего вальса в целом.

94-96

Подготовка выпускного вальса к последнему
звонку

97-99

Отработка связок

3

3

100102

Отработка элементов танца

3

3

103105

Отработка выученных движений

3

3

106108

Подготовка выпускного вальса, подготовка
выпускных танцев

2

3

109111

Генеральная репетиция к «последнему
звонку»

3

3

95

111

Итого:

1

1

16

Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой
Демонстрация
Работа над
техникой

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Тема №1.
Знакомство с программой.
Инструктажи по технике безопасности, правила поведения в учреждении.
Тема №2
История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальный
размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. Позиции ног и рук.
Линия танца.
Тема №3
Вспомогательно - тренировочные упражнения. Разминка. Разогрев.
Тема №4
Техника танцевального комплекса.
Тема №5
Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с
правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под
рукой.
Тема №6
Положение в паре «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а
затем против нее).
Тема №7
Вальсовая дорожка (променад). Разворот друг от друга с раскрытием.
«Окошко».
Тема №8
Движение партнерши вокруг партнёра, стоящего на одном колене.
Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. Большой квадрат в
паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат
в паре.
Тема №9
Шаги вальса по кругу.
Тема №10
Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в
паре. Большой квадрат в паре.
Тема №11
Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре
вперед-назад с медленным поворотом.
Тема №12
Движения в паре с поворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест.
Раскрытия с поворотом партнерши под рукой.
Тема №13
Постановочная работа. Аттестация.
Тема №14
Движение партнерши вокруг партнера
Тема №15
«Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров).

Тема №16
Вращения в паре на носках вокруг своей оси.
Тема №17
Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти.
Тема №18
Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти.
Тема №19
Маленький квадрат в паре.
Тема №20
Большой квадрат в паре.
Тема №21
Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук.
Тема №22
Движения в паре вперед-назад.
Тема №23
Движения в паре вперед-назад (маленькими шажками).
Тема №24
Движения в паре с поворотом (венский вальс).
Тема №25
«Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием.
Тема №26
«Окошко» и смена мест.
Тема №27
Раскрытия с поворотом партнерши под рукой.
Тема №28
I Комбинация: выход и поклон; «Лодочка» друг от друга «Окошко» и смена
мест.
Тема №29
II Комбинация: движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном
колене; раскрытия с поворотом партнерши под рукой и «Променад».
Тема №30
III Комбинация: маленький квадрат в паре; большой квадрат в паре; венский
вальс и поклон.
Тема №31
Разучивание всего вальса в целом.
Тема №32
Подготовка выпускного вальса к последнему звонку
Тема №33
Отработка связок
Тема №34
Отработка элементов танца
Тема №35
Отработка выученных движений
Тема №36
Подготовка выпускного вальса, подготовка выпускных танцев

Тема №37
Генеральная репетиция к «последнему звонку»
1.4. Планируемые результаты:
Метапредметные:
- знание начальных понятий танцевальной терминологии;
- технически правильное выполнение двигательных действий;
- анализ и оценка результатов труда своих товарищей, поиск возможностей и
способов их улучшения.
Предметные:
- развитие чувства ритма;
- ориентирование в пространстве зала и относительно друг друга;
- самостоятельное исполнение выученного танца.
Личностные:
- повышение общего культурного уровня;
- выражение своих эмоций и управления ими;
- умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
РАЗДЕЛ № 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2024/2025 учебный год
Количество учебных недель: 37 недель
I полугодие - 17 недель (02.09.2024 г. - 31.12.2024 г.)
II полугодие - 20 недель (09.01.2025 г. – 31.05.2025 г.)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- актовый зал;
- ноутбук, колонки
- интернет;
- мультимедийный проектор;
- коврики.
Информационное обеспечение:
- https://www.labirint.ru/books/659040/
- http://ballroom-dances.ru/page/malenkij-vals-dlua-detej
- http://ballroom-dances.ru/page/tancevalnyj-shag
Кадровое обеспечение:

Занятия ведет педагог дополнительного образования, имеющий среднепрофессиональное образование, первую квалификационную категорию, стаж
работы – 3 года.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущая и тематическая аттестация – безотметочная.
Предполагается словесная объяснительная оценка качественных
показателей уровня развития двигательных умений и физических качеств.
Промежуточная и итоговая аттестация – зачет.
Курс считается усвоенным:
-при условии качественного выполнения 80% текущих и тематических
заданий учебной деятельности обучающимся.
При пропуске занятий по уважительной причине более 50%
учебного времени, учащиеся выполняют проверочное задание по одной из
пропущенных тем (по выбору учителя).
Виды проведения проверок:
Устная – устный ответ на один или систему вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования;
Визуальная - проверка и оценка двигательных умений и навыков,
проверка и оценка уровня развития физических качеств, проверка и оценка
уровня артистичности исполнения хореографических номеров;
Комбинированная - предполагает сочетание устного и визуального
видов.
Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися
программного материала:
Текущая и тематическая аттестация:
предполагается словесная объяснительная оценка качественных
показателей уровня развития двигательных умений и физических качеств.
Итоговая аттестация:
Выступление на празднике «Последний звонок»
Формы контроля: Педагогическое наблюдение. Поурочная оценочная
деятельность результатов различных видов деятельности обучающимся.
Во время аттестации и контроля используются различные методы:
- беседа;
- наблюдение;
- анализ видов деятельности обучающегося;
- устные опросы;
Критерии оценки результатов качества усвоения программного
материала и учебной деятельности обучающихся:
-полнота и правильность ответа, выполнения задания.

-самостоятельность выполнения задания.
-темп выполнения задания.
-уровень развития физических качеств и двигательных умений:
выносливость, координация, гибкость, правильная постановка корпуса.
- владение техникой упражнений.
-умение воспринимать музыку.
-умение импровизировать под определенную музыку.
-распознавать характер танцевальной музыки.
Диагностика результативности обучения по данной программе
осуществляется через участие обучающихся в тематических праздниках:
«Последний звонок», «Выпускной».
2.4.

Список литературы для обучающихся

1.
Зинаида Роот: «Танцы для детей. Польки, вальсы, хороводы»
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/659040/
2.
Музыкально ритмические движения в танце. Звуковой учебник танца.
Выпуск №6. Вальс, элементы танца.
3.
http://ballroom-dances.ru/page/malenkij-vals-dlua-detej
4.
http://ballroom-dances.ru/page/tancevalnyj-shag
2.5.

Список литературы для педагогов

1.
«Учимся танцевать вальс». Мн.: ООО «Попурри», 2002. – 32 с.: ил. –
Серия «Учимся танцевать»).
2. В.М. Стриганов и В.И. Уральская. «Современный бальный танец».
Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурнопросветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. М.,
«Просвещение», 1998.
3. Пол Боттомер. Танец современный и классический (латиноамериканские и
европейские танцы). М., «Эксмо», 2006.
4. http://ballroom-dances.ru/page/balnyj-tanec-literatura


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».